При необходимых 226 голосах "за" проголосовали 439 депутатов, "против" не было никого, воздержались двое. Такое единодушие в Думе наблюдается редко (например, в марте 2014 года за принятие Крыма и Севастополя в состав России проголосовало 445 депутатов).
"Антиофшорный" законопроект внесли депутаты всех фракций - это было с большим опозданием сделано во исполнение президентского поручения. В ГД намекали, что внесение инициативы задерживала позиция бизнеса, который, понятное дело, не хочет терять "налоговый рай".
Как ранее пояснял журналистам заместитель председателя Госдумы Сергей Неверов ("Единая Россия"), закон не запрещает ведение бизнеса в юрисдикции других стран и хранение средств компаний в других странах. "Единственное, что этот закон предписывает и прописывает, это уплата налогов в российский бюджет", - отмечал вице-спикер.
Закон вступит в силу с 1 января 2015 года. В первую очередь он обяжет граждан сообщать налоговикам об участии в иностранных компаниях. Физическим и юридическим лицам, которые контролируют иностранные компании, придется представлять в налоговые органы уведомления о своем участии в них, а также о контролируемых иностранных компаниях. Минимальный размер прибыли, подлежащей декларации, составит в 2015 году 50 миллионов рублей, в 2016 году - 30 миллионов рублей, после 2017 года - 10 миллионов рублей.
Законом, кроме того, устанавливается налоговая ответственность за неуплату или неполную уплату контролирующим лицом. Штраф за такое нарушение составит 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 тысяч рублей. За непредставление сведений о "контролере либо представление недостоверных сведений предусмотрен штраф в размере 100 тысяч рублей по каждой компании.
При этом сохраняется и существующая уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Во втором чтении депутаты приняли решение приблизить сроки по важной норме. В первом чтении предполагалось введение некоторых переходных положений. В частности, до 2017 года лицо планировалось признавать контролирующим в том случае, когда доля участия этого лица в организации (для физлиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов, а с 2017 года - 25 процентов. Теперь депутаты установили, что данная норма вступает в действие на год раньше - то есть до и с 2016 года соответственно.
Однако "антиофшорный" закон не учитывает ряд предложений правительства и может быть поправлен уже после его принятия. Об этом сообщил сегодня замминистра финансов РФ Сергей Шаталов.
По его словам, правительство предполагало, что ко второму чтению удастся внести "очень важные изменения", которые позволили бы уточнить ряд положений документа, в том числе понятия оперативного руководства, однако этого не произошло. "Нам придется вернуться к этому вопросу, чтобы отрегулировать его", - сказал он.
Замминистра отметил, что в целом с этим законопроектом "получилась непростая история". Первая версия документа была подготовлена Минфином в марте, опубликована и проходила обсуждение с бизнес-сообществом и другими ведомствами. "Но потом одна из промежуточных версий, к которой мы причастны, была внесена в Госдуму представителями всех думских фракций", - сказал Шаталов. Поправки же, которые правительство внесло в рамках второго чтения законопроекта, "были отвергнуты".