Новости

18.11.2014 00:41
Рубрика: Экономика

Теплый климат по-фински

Текст: (Президент Российского союза промышленников и предпринимателей)
В сложившейся непростой международной обстановке никого не оставляет равнодушным вопрос о том, как российские предприятия будут выходить из положения и как правительство будет решать проблемы импортозамещения, объявленного инновационного развития страны, привлечения инвестиций и модернизации промышленности в целом.

Существующая структура экономики не позволяет России обеспечить устойчиво высокие темпы роста в перспективе, при том, что в 2015 году многие эксперты прогнозируют экономический спад, фиксирует ее достаточно ограниченную роль в мировой экономике и сохраняет высокую уязвимость к кризисным явлениям.

Санкции не могли не ударить по российскому бизнесу. В соответствии с результатами опроса РСПП, компании серьезно озабочены ограничением доступа к западным технологиям, а также сужением возможностей финансирования.

Построение экономики, ориентированной не на экспорт ресурсов, а основанной на высокотехнологичных отраслях и инновациях, было еще раньше определено в качестве стратегического приоритета России. В условиях санкций и в связи с необходимостью импортозамещения, этот вопрос приобретает особую актуальность.

За последнее время подготовлены законопроекты и созданы новые институты развития, направленные на стимулирование модернизации и импортозамещения, а также на повышение конкурентоспособности российской промышленности.

В Госдуме в первом чтении принят проект закона "О промышленной политике в Российской Федерации", который предусматривает оказание финансовой и имущественной поддержки субъектам промышленной деятельности, предоставление налоговых льгот и государственных гарантий по обязательствам соответствующих организаций. Большинство предлагаемых мер законопроекта носят не отраслевой, а универсальный характер (например, развитие инжиниринга или специальные инвестиционные контракты).

Подготовлен проект закона о территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, который предусматривает широкий перечень налоговых и иных стимулов для резидентов таких территорий. Первые три года создание территорий опережающего развития возможно только на Дальнем Востоке, затем на всей территории страны.

Недавно принято решение о создании Фонда развития промышленности, задача которого - выдача займов на этапе предбанковского финансирования промышленных предприятий (разработка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, технико-экономических и финансово-экономических обоснований, проектно-изыскательских работ).

Утверждена Программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования. Размер процентной ставки для конечного заемщика не должен превышать уровень ключевой ставки Центрального банка РФ плюс 1%, полная стоимость инвестиционного проекта - не менее 1 млрд рублей и не более 20 млрд рублей. Программа предусматривает, что конечный заемщик зарегистрирован на территории России, но это не препятствие для реализации проектов с участием иностранных инвесторов, а нормальная практика. Подготовлен и утвержден правительством Российской Федерации план содействия импортозамещению.

К сожалению, точечные стимулы не компенсируют роста фискальной нагрузки на бизнес и повышение уровня неопределенности в результате деятельности отдельных органов власти. Поэтому РСПП активно отстаивает мысль о недопустимости увеличения этой нагрузки на бизнес. Надеемся, она будет с пониманием воспринята не только министерствами, отвечающими за экономическое развитие, но и правительством России в целом.

Создавая условия и стимулы внутри страны, Россия стремится решать проблему модернизации промышленности и диверсификации экономики и через международное сотрудничество. Так, Финляндия является нашим ближайшим соседом и давним деловым партнером. Учитывая высокую инновационность финской экономики деятельность Фонда развития промышленности может стать привлекательным для реализации совместных проектов российских и финских компаний.

Для России Финляндия является ориентиром и по качеству предпринимательского климата. В последнем рейтинге Doing business Финляндия занимает 9-е место, Россия - 62-е. Обгоняем мы ее лишь по двум параметрам - регистрация собственности (Россия - 12-е место, Финляндия - 38-е) и исполнение контрактов (Россия - 14-е место, Финляндия - 17-е). По получению разрешений на строительство, подключению к электросетям и трансграничной торговле мы отстаем более чем на 100 позиций.

Активно развивается сотрудничество в модернизационной сфере. Между нашими странами на уровне межправкомиссии подписана Декларация о партнерстве для модернизации. И это не просто громкое заявление. С момента подписания в марте 2011 года этот документ активно воплощается в жизнь. С опорой на него сегодня реализуется целый ряд значимых двусторонних проектов.

Эти проекты реализуются в самых различных отраслях и во многих регионах России, что очень важно для нашей обширной страны.

Речь идет о создании высокотехнологичных производств в сфере энергетики, привлечении передовых технологий в строительный сектор, сотрудничестве в области современного машиностроения, комплектующих для автомобилей, создании современного производства стройматериалов и продукции для пищевой промышленности.

Это и инвестиции в области глубокой переработки древесины, и, конечно же, совместная работа в таких традиционных сегментах, как судостроение и железнодорожный транспорт. Что касается новых, быстрорастущих секторов экономики, то это информационные технологии, нанотехнологии, биотехнологии и т.д.

Нельзя забывать и о реализации инфраструктурных проектов - качество инфраструктуры в Финляндии существенно выше, чем в России, как и эффективность расходования средств на такие проекты. Наши совместные усилия вносят свой вклад в создание современного производства в России, способствуют появлению продуктов и услуг, отвечающих требованиям времени. При этом, работая на модернизацию российской промышленности и диверсификацию российской экономики, они принесут большие выгоды также и Финляндии, обеспечивая прибыль компаниям, налоги государству и дополнительные рабочие места людям.

Нам многое удалось сделать сообща и надо бережно относиться к достигнутому, чтобы оно могло служить основой для будущего развития в интересах обеих стран.