За 250 лет своего существования Эрмитаж так и не обзавелся образцами искусства дадаизма и сюрреализма. Чтобы восполнить этот пробел петербургские музейщики привезли в Северную столицу одну из самых масштабных коллекций - израильское собрание Веры и Артуро Шварц.
Открывают выставку провокационные творения Маресля Дюшана. "Фонтан", "Три стандартные остановки" и "Велосипедное колесо" - произведения, безусловно, известные всему миру, но не только из-за их необычности.
- Марсель Дюшан стал одним из самых великих творцов ХХ века, благодаря вопросам, которые он задавал своим творчеством, - рассказывает куратор выставки Адина Камиен - Каджан. - Так, например, поместив велосипедное колесо на кухонный стул, он спрашивал: кто такой творец? И тут же отвечал - все зависит от выбора художника и объясняется контекстом. Произведения Дюшана стирают границы между искусством и жизнью.
Еще одной "жемчужиной" коллекции кураторы называют картину "Замок в Пиренеях". Это масштабное полотно Рене Магритт написал в 1959 году. Картина выполнена в традиционном стиле живописца: с использованием иллюзорной техники и желанием создать то, чего на самом деле не существует. Так, на полотне изображена огромная скала, висящая над морем, а ее вершине красуется замок.
- Магритт любил рисовать пейзажи, которые идут вразрез с наукой, - поясняет Адина Камиен - Каджан. - Этот, например, можно по праву назвать "антигравитационным".
Вся экспозиция разделена на несколько тематических залов. Посетители могут увидеть неожиданные сопоставления образов, примеры автоматического письма, метаморфоз и фантастические пейзажи. По словам организаторов выставки, привезти коллекцию в Петербург их подтолкнули сразу несколько причин.
- В этом году мы отмечаем 250-летие Эрмитажа, а в грядущем - 50 лет исполнится нашему музею. Кроме того, совсем недавно открылось здание Главного штаба. Я думаю, что это прекрасный повод поделиться теми богатствами, которые есть в нашем собрании, - говорит директор Музея Израиля Джеймс Снайдер. - Впервые мы привозим сюда целую выставку, надеемся, что у нас будет в будущем возможность показать что-то из Эрмитажа.