18.11.2014 08:31
    Поделиться

    Города ЮФО из-за банкротства коммунальщиков оказались запружены мусором

    С 2015 года услугу по вывозу, транспортировке и захоронению мусора на федеральном уровне хотят перевести из жилищной в коммунальную, благодаря чему тариф на этот процесс сможет контролировать государство. Пока же стоимость сбора и транспортировки отходов устанавливают управляющие компании, зачастую завышая тариф. Хотя даже это не гарантирует жителям своевременной уборки мусора. Так, на прошедшей неделе сразу два южных города оказались на грани введения режима ЧС из-за стихийных свалок, образовавшихся прямо на улицах.

    Убрать нельзя оставить

    Жители нескольких районов Волгограда больше двух недель ежедневно наблюдали, как на их глазах в геометрической прогрессии росли горы мусора во дворах. Положение стало критичным, и волгоградцы потребовали ввести чрезвычайное положение. Активисты вышли на улицы города с плакатами-обращениями к властям начать все же решать мусорную проблему.

    - Мы считаем, что ситуация с мусорными скоплениями в городе может нанести ущерб здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности горожан, - говорит блогер Сергей Мазанов. - Мы просим губернатора объявить чрезвычайную ситуацию, связанную с возможным риском распространения инфекций и заболеваний из-за невыполнения администрацией города своих обязанностей.

    В то время как общественники митинговали, сотрудники МУП "Автокоммунтранс", предприятия, которое должно заниматься вывозом мусора, ежедневно приходили на работу к восьми часам утра и просто сидели без дела. И причина тому не лень или нежелание работать, а отсутствие техники. Мусоровозы "Автокоммунтранса" передали в аренду частному предприятию.

    - Раньше в день выезжало более 60 машин, - рассказывает диспетчер "Автокоммунтранса" Светлана Бакунцева, - на данный момент осталось только семь. Но и на них мы не можем ездить - нет денег на горючее. Всю технику изъяли и передали частникам. У них она благополучно работает, а мы сидим без дела.

    Все чаще звучит информация о банкротстве предприятия. По словам сотрудников, счета МУПа заморожены, долги за пользование мусорным полигоном превышают 30 миллионов рублей, большинство заказчиков расторгают договоры из-за невозможности ждать, когда же наконец "Автокоммунтранс" заправит оставшиеся машины и поедет собирать мусор. Именно перезаключение договоров на вывоз мусора и стало причиной завала Волгограда.

    - Все началось с того, что муниципальное предприятие осталось без собственной свалки, - поясняет ведущий специалист отдела кадров Елена Никитина, - это произошло в 2002 году, когда была создана новая организация МУП "Автокоммунтранс". Сначала ему предоставили новый полигон. Но через несколько месяцев забрали. Даже не пускали наших перевозчиков на эту свалку, но позже все-таки договорились, что мы будем туда вывозить мусор - уже за деньги. Но это получается убыточно. Сейчас тариф, по которому мы сдавали отходы на полигон, составлял 51 рубль 41 копейку за один кубометр мусора. Если учесть, что одна привозит около 22 кубометров, несложно посчитать, сколько мы должны заплатить за вывоз только с одного мусоровоза. Поэтому мы и задолжали такие деньги за утилизацию мусора.

    Дело нечисто

    - Ситуация, в которой оказались сейчас сотрудники МУП "Автокоммунтранс", складывалась годами, - рассказал председатель областной организации профсоюза работников жизнеообеспечения Ольга Антипова, - выполняя закон РФ, муниципалитет передал некоторые объекты на обслуживание частным предприятиям. Наиболее прибыльные участки, многоквартирные жилые дома, ушли к частникам. Муниципальное же предприятие стало обслуживать лишь частный сектор. Это небольшие объемы и низкий уровень оплаты. Если в прошлые годы муниципалитет компенсировал убытки, то в этом году просто не было заложено средств на эти цели. В результате заложниками оказались не только сотрудники "Автокоммунтранса", но и жители города, которые вынуждены терпеть скопление большого количества мусора в своих дворах.

    Сейчас прокуратура Волгограда инициировала проверку деятельности руководства МУП "Автокоммунтранс". По результатам следственным управлением УМВД по Волгограду возбуждены два уголовных дела. По данным прокуратуры, директор предприятия совершал действия, связанные с получением не предусмотренных трудовым договором дополнительных премий. Предварительный ущерб составил свыше 110 тысяч рублей. Второе уголовное дело возбуждено по ч. 4 ст. 158 УК РФ (кража с причинением особо крупного ущерба) по факту хищения муниципальной собственности на сумму более 1,5 миллиона рублей. В ходе проведенной сверки имущества установлено, что часть находящихся на балансе предприятия транспортных средств отсутствует. Расследование уголовного дела находится на контроле прокуратуры города.

    В начале ноября на предприятии назначили нового директора, которому и предложили в десятидневный срок представить в муниципалитет пути разрешения кризисной ситуации.

    Недоступный полигон

    Аналогичная ситуация в кубанском городе Горячий Ключ: там единственная вывозящая мусор компания обанкротилась. Власти говорят, что причиной стали убытки и долги предприятия. Замена банкроту уже нашлась в виде конторы со стопроцентным финансированием из местного бюджета - Централизованной ремонтно-эксплуатационной службы, и в администрации города уверяют, что стихийных свалок на улицах больше не будет.

    Но почему они возникают вообще?

    Некоторые предприниматели, работающие в этом бизнесе, считают, что банкротство компании в Горячем Ключе скорее частный случай, поскольку это "нечистое" дело приносит сегодня неплохой доход.

    - Мы, например, небольшая компания, но планируем дальше расти и развиваться. Я думаю, что убытки терпит тот, кто не хочет делать свое дело, - рассуждает представитель обособленного подразделения коммунальной компании в Краснодаре Валерий Игнатов.

    И все же оптимистов среди владельцев небольших предприятий в краевой столице оказалось немного. Большинство же считает, что желающих заняться мусором было бы гораздо больше, если бы не одно но.

    - У нас в городе всего один крупный мусорный полигон, которым управляет частная компания. По закону она не имеет права единолично пользоваться свалкой, но по факту устанавливает такие высокие тарифы на ввоз мусора, что маленьким фирмам это просто не по карману, - объясняет технический директор ООО "Кубаньутильсервис" Сергей Панченко. - Многие пытались прорваться на полигон, собирали документы, привлекали антимонопольную службу, но все бесполезно. В итоге нам приходится везти мусор на отдаленные площадки, затрачивая много времени и денег.

    - Хотя расходы на транспортировку сейчас и высоки, мы все равно стараемся не повышать цену, чтобы выдержать конкуренцию. При этом уже год не меняем тарифы, фактически работая себе в убыток, - добавил директор еще одной краснодарской компании Федор Воробьев.

    Коммерсанты говорят, что, не будь этой главной проблемы, они могли бы зарабатывать гораздо больше, вкладывая затем эти деньги в покупку новых мусороуборочных машин.

    - Вот представьте: у нас сейчас всего 4 - 5 автомобилей. Даже если мы решим взять кредит на покупку еще одного, чем будем платить? А тут еще дизельное топливо постоянно дорожает. Вот поэтому живем сегодняшним днем, а в завтрашний и заглядывать страшно, - продолжает Федор Воробьев.

    В такой ситуации некоторые предприниматели предпочли занять ниши, где конкуренция меньше.

    - Мы решили заняться вывозом строительного мусора. Оказалось, что это прибыльный бизнес. Работаем только со строительными компаниями, а юридические лица, как показывает практика, более надежные плательщики, чем физические. Да и проблем с вывозом на городской полигон нет. Поэтому переходить в сегмент уборки бытовых отходов в ближайшее время не планируем, - пояснил директор небольшой специализированной фирмы Николай Бондаренко.

    Мнение

    Валерий Могильный, заместитель председателя комитета Волгоградской городской думы по тарифной политике, энергоэффективности и топливно-энергетическому комплексу:

    - Сейчас тариф на утилизацию мусора утверждает управление по региональным тарифам, стоимость вывоза мусора заложена в строке "техническое обслуживание". Конечно, власть не должна допустить роста тарифа, но в свете последних событий опасаться этого нужно. Муниципальное предприятие вынудили обслуживать частный сектор, а это очень невыгодно. Сложно работать и без своего полигона, потому что приходится платить за утилизацию. А полигоны работать себе в убыток не будут. Они практически все находятся в частном пользовании. И это мина замедленного действия, потому что земли требуют рекультивации, а разве частник будет этим заниматься? Когда срок эксплуатации таких свалок закончится, компания просто свернется и уйдет. Уже давно назрела потребность строительства мусоросжигательных заводов. Только вот, к сожалению, эта инициатива сейчас практически никому не интересна.

    Поделиться