- Выпускник сельской школы должен быть не менее конкурентоспособен, чем его городской сверстник, а зарплата учителя и его профессиональный уровень - не ниже, чем у его городского коллеги. При этом специфика сельских образовательных организаций, безусловно, накладывает свой отпечаток на внедрение новых стандартов, - подчеркнула в своем выступлении первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк.
По ее словам, сегодня в России работает 26 тысяч сельских школ, где учатся 3,6 миллиона учеников.
- Наша задача обеспечить для этих школьников качественное образование, и многое уже сделано. Вакансий в школах всего один процент. Иными словами, в каждом регионе не хватает 58-60 учителей, это немного. 22 процента педагогов в сельских школах - молодежь, - рассказала "РГ" Третьяк. - Во многих регионах приняты программы поддержки сельских учителей. Например, в Алтайском крае молодые педагоги получают 200 тысяч рублей подъемных, а в Новгородской области эта сумма составляет 500 тысяч рублей. Во всех регионах выросла зарплата сельских педагогов.
Но, конечно, проблемы в селе остаются, в том числе, с малокомплектными школами. По словам замминистра, закрытие малокомплектных школ остановилось. "Всем ясно, что пока жива школа, живет и село", - подчеркнула Третьяк. И "оптимизация" малокомплектных школ была связана не столько с нормативно-подушевым финансированием, сколько с качеством образования и новыми требованиями, которые сейчас предъявляются школам.
- Экономика не может быть основной причиной реорганизации. Есть разные способы и механизмы увеличения норматива: поправочные коэффициенты для сельских школ, субсидии, и регионы ими пользуются, - рассказала замминистра. - Закон сейчас запрещает закрыть школу без одобрения сельского схода и есть примеры, когда школа оставалась в селе, потому что такое решение приняли жители.
Съезд продолжит работу до 19 ноября.
Тем временем
В Госдуму внесен законопроект, который распространяет положение об отсрочке от армии на сельских учителей. Право на отсрочку от армии предлагается давать гражданам, имеющим высшее педагогическое образование и постоянно работающим на педагогических должностях в сельских образовательных учреждениях и в поселках городского типа.