Договорившись продолжить диалог в Москве, я пообещал, что на осенней сессии ПАСЕ Государственная дума все же будет представлена. И депутат Ольга Казакова действительно там была, хотя на выступление по теме неонацизма ей дали всего три минуты. Мы тогда пошли навстречу коллегам из Ассамблеи - даже при том, что вопрос о восстановлении прав российской делегации отказались поднимать раньше января.
И вот на днях произошла наша вторая встреча с членами Президентского комитета - теперь по моему приглашению и на российской площадке. Хотел бы поделиться своими ощущениями и выводами.
Первое. Пусть наши разногласия в оценках украинского кризиса по-прежнему сильны, а в чем-то непримиримы, но понимание жизненной необходимости диалога у наших коллег из ПАСЕ растет. И поступившее нам предложение встретиться вновь - тому подтверждение.
Отсюда - второе. Все больше парламентариев в ПАСЕ осознают, что без полноценного участия России потенциал Ассамблеи существенно снижается. Подрывается сама ее репутация как общеевропейской и демократической дискуссионной площадки. Кто-то на нашей встрече прямо сказал, что если полномочия российской делегации не подтвердят и в 2015 году - это Ассамблею попросту "убьет". Да и может ли быть конструктивным диалог, если такого важнейшего участника, как Россию, ущемляют в правах и тем самым нарушают базовый для Совета Европы принцип равенства?
Третье. Глядя в глаза нашим партнерам, я убедился, что представленные нами факты о происходящем на юго-востоке Украины производят впечатление. Тем более, когда они не только вопиющие и "горячие", а, что называется, "из первых рук". Ведь в составе нашей делегации есть депутаты, жизнь и судьба которых, как и миллионов других граждан России, неразрывно связаны с Украиной. Их свидетельства и неподдельная боль помогают осознать весь масштаб разразившейся там гуманитарной катастрофы.
К сожалению, сразу следом вынужден поставить четвертый пункт. Да, казалось бы, все знают, что Минские договоренности, режим прекращения огня, проведенные выборы (как 26 октября, так и 2 ноября) насилие не остановили. Все знают, что в Донбассе продолжают гибнуть люди, что киевские силовики бьют по городам и селам, по заводам и школам, по объектам жизнеобеспечения в канун зимних холодов… И все это происходит доныне и в самом центре Европы! Не говорю уже о весьма сомнительном в последние месяцы законотворчестве Верховной рады, юридический анализ которого мы также передали гостям из ПАСЕ. Однако с Запада мы все еще слышим большей частью пафосные слова, не имеющие отношения к делу.
Уход от "неудобной" конкретики с подменой правды американскими "сказками" - это имитация диалога, привычка к которой методично внедрялась в обиход многих международных организаций. Но в случае с ПАСЕ это сыграло злую шутку. Ведь дело происходит не где-нибудь, а в парламентской организации, само существование которой без диалога просто немыслимо.
Пятое. Вне зависимости от развития ситуации на Украине мы слышим с Запада лишь угрозы новыми санкциями в отношении России. Уже множество граждан нашей страны, целый ряд предприятий и банков значатся в разного рода "списках". Однако такое антиправовое давление дает неверные, крайне опасные сигналы киевским властям, а у нас - ничего, кроме недоумения, не вызывает. Мы видим, что подобные методы "дипломатии" приводят к дальнейшей эскалации на Украине и разрушают доверие на всем европейском континенте и в мире.
Еще весной в своем письме Председателю ПАСЕ Анн Брассёр я писал, что свой "план по санкциям" Ассамблея с лихвой перевыполнила - накинув "платок молчания" сразу на три десятка парламентариев из России, и такое решение сулит геростратову славу ее нынешнему составу. Ведь эксперты и без того уже ставят в первую пятерку глобальных угроз общее снижение доверия общества к демократическим институтам, включая парламентские (по материалам Всемирного экономического форума; экспертная оценка главных угроз 2015 года). При этом в отличие от одиозных европейских структур, показавших зависимость от внешних сил, российская Госдума лишь набирает поддержку народа.
И со своей стороны мы призываем зарубежных коллег к совместному, адекватному реагированию на общие угрозы на континенте. Однако слышат нас далеко не все, не говоря уже о структурах ЕС, на которые жалуются уже и сами европейцы. Опросы показывают: более 70% европейцев не чувствуют, что их интересы представлены в Европарламенте. Даже в странах-локомотивах евроинтеграции большинство респондентов заявляют, что Евросоюз не понимает интересов жителей. По опросу исследовательской службы Pew Research Centre, более 70% европейцев не чувствуют, что их интересы представлены в Европарламенте (для Греции и Италии - более 80%). Во многих странах-участницах евроинтеграции большинство респондентов заявляют, что Евросоюз не понимает интересов жителей (во Франции - 69%, в Германии - 53%); 74% итальянцев считают, что евроинтеграция ведет к ослаблению их страны).
Все эти данные говорят о признаках надвигающегося раскола на континенте. То, что национально ориентированные политики начинают брать верх в разных странах Европы, видно и по росту влияния оппозиционных фракций - и даже по высказываниям депутатов Европарламента. Такие вызовы на пути сохранения единства континента ПАСЕ не имеет права игнорировать.
И последнее. Даже зная о пессимизме экспертов, я уверен, что у ПАСЕ есть шанс реализовать свой немалый потенциал и выступить одним из ключевых институтов преодоления общеевропейского кризиса доверия. Однако для этого нужно многое понять и главное - немало сделать. Начиная от обновления повестки дня, чтобы убрать оттуда пустопорожние и добавить действительно актуальные вопросы. И заканчивая глубокой реформой внутренних процедур Ассамблеи, чтобы гарантировать реальное равенство всех делегаций и парламентариев, исключив всякие регламентные зацепки для бюрократической "зачистки" неугодных тем и предложений.
Ассамблея, состоящая из "законников", призвана быть опорой в деле укрепления международного права, с которым сегодня происходят тревожные вещи. А ее решения, особенно по нынешним временам, должны служить примером основательности, объективности и юридической чистоты. Сейчас не время для пустых и невыполнимых деклараций.
Считаю, что без продвижения по названным ключевым направлениям ПАСЕ не только не внесет заметного вклада в преодоление украинского кризиса, но и поставит под сомнение свое собственное место в будущей архитектуре общеевропейского диалога и глобальной безопасности.
Завершая, скажу: наша делегация готова вернуться к полноформатному участию в работе ПАСЕ в январе 2015 года. Потому что для нас ценности демократии и права, парламентаризма и партнерского диалога - не пустой звук. Надеюсь, что для большинства в ПАСЕ - тоже…