В Орле выросло число мошенничеств с "чернобыльскими" выплатами

Ежемесячно в регионе возбуждается по несколько уголовных дел, фигурантами которых нередко становятся многодетные матери. Удивительно, но среди них попадаются не только малоимущие, но и вполне обеспеченные граждане.

Положение обязывает

Орловская область относится к числу регионов, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Местным жителям положены социальные выплаты от государства. Впрочем, далеко не всем. Только часть населенных пунктов находится на особом положении. Они расположены в так называемой зоне со льготным социально-экономическим статусом. Выплаты положены только постоянно проживающим там. Несоблюдение этого условия и подводит людей под следствие.

В прокуратуре региона корреспонденту "РГ" рассказали, что льготникам выдают повышенные ежемесячные пособия по уходу за ребенком и компенсируют расходы на питание на молочной кухне. Чем больше в семье детей, тем больше выплаты. Суммы набегают немалые, неудивительно, что находятся желающие "подзаработать". Но рано или поздно незаконно полученные деньги приходится возвращать.

Например, минувшим летом вступило в силу решение суда по иску Центра соцзащиты населения к жительнице Малоархангельского района. Представители учреждения просили взыскать с нее в пользу государства 494772 рубля. Ранее женщину осудили за мошенничество. "С 2008 по 2013 год она предоставляла в компетентные органы недостоверные сведения о месте своего проживания с детьми", - рассказали в пресс-службе облсуда.

Судя по справкам, женщина и трое ее детей проживали в деревне, находящейся в зоне радиоактивного загрязнения. Проверка и доказала, что живут они в другом селе, не обладающим льготным статусом. Выходит, многодетная мать сознательно обманывала государство, незаконно получив почти полмиллиона рублей. Ее обязали вернуть деньги в казну и приговорили к двум годам лишения свободы условно.

Раз мошенник, два мошенник

На полную мощь маховик правосудия закрутился после того, как в конце 2012 года были внесены поправки в УК РФ. Главу 21 дополнили шестью статьями (ст. ст. 159.1 - 159.6 УК РФ - прим. "РГ"), предусматривающими ответственность за разные виды мошенничества. Государство попыталось отделить "профессионалов" от тех, кто оступился, можно сказать, по глупости. Статья 159.2 УК РФ предусматривает наказание за мошенничество при получении выплат. Под нее подпадают "чернобыльцы". В отдельную статью такие преступления свели потому, что их по стране достаточно много.
В Орле удивить общественность сейчас можно разве что суммой причиненного ущерба. Многие осужденным даже сочувствуют - мол, ни за что пострадал. Во-первых, зачастую на обман идут не просто многодетные матери, а матери-одиночки, которым действительно тяжело растить детей. Во-вторых, много лет государство смотрело сквозь пальцы на подобные дела, что породило чувство безнаказанности.

Естественно, родилась коррупционная схема. Сельские главы не раз попадались на взятках за оформление фиктивной прописки. Бывает, что они прописывают взяткодателей у себя дома или в домах своих родственников. Размер взятки за такую услугу достигает 150 тысяч рублей. Ведь при помощи "чернобыльской" справки можно получить разные льготы. Даже кредит с ее помощью можно оформить льготный.

Предупредили всех

Массовые проверки "чернобыльцев" начались пару лет назад. Кстати, правоохранительные органы заранее предупредили об этом жителей - опубликовали объявления в прессе. Гражданам напомнили о том, что регистрация по месту жительства еще не дает права на льготы. В особой зоне надо проживать большую часть года. Если человек переехал, но остался прописан по прежнему адресу, он все равно лишается льгот.

Если человек не сообщил о переезде, но продолжает получать выплаты, с точки зрения закона он становится преступником

Гражданин обязан уведомить о смене места жительства органы соцзащиты или Пенсионного фонда, в зависимости от того, где оформлены выплаты. Ссылки на незнание, что в качестве оправдания звучит довольно часто, по меньшей мере, наивны. Если человек не сообщил о переезде, но продолжает получать выплаты, с точки зрения закона он становится преступником.

Тяжесть наказания зависит от ущерба. Если он небольшой, дело могут закрыть на стадии следствия. Надо написать явку с повинной, помочь расследованию и вернуть государству деньги. Бывает, что дело закрывает суд "ввиду деятельного раскаяния" подсудимого, в результате чего тот "перестает быть общественно опасным". Надо сказать, что суды и следственные органы стараются не перегибать палку, понимая, о каких мошенниках идет речь. Иначе за решетку пришлось бы отправлять целыми селами. Вот почему жителям заранее предложили добровольно "прекратить противоправные действия", то есть отказаться от незаконно получаемых льгот. Только выждав некоторое время, полиция и прокуратура начали проверять достоверность справок. Сотрудники выезжают по адресам, указанным в справках, и проверяют, действительно ли там проживает льготник. Беседуют с работниками администраций, спрашивают у соседей.

Порой даже это не требуется, поскольку на месте дома, в котором якобы постоянно проживает льготник, проверяющие находят пожарище. Или давно разрушенную хибару, от которой остались фундамент и, что важно для оформления "липовой" справки, адрес. Как раз в эти дни полиция расследует уголовное дело в отношении матери пятерых детей. Женщину обвиняют в крупном мошенничестве. По версии следствия, семья проживала в "особой" деревне. Но в 2011 году дом сгорел, и она переехала в поселок, не имеющий льготного статуса. Компетентные органы узнали об этом недавно и то от полиции. Следствие подсчитало, что с 2011 по 2014 годы многодетная мать обманом получила от государства 390 тысяч рублей. Дело на нее завели по части 3 статьи 159.2 УК РФ. Теперь ей грозит до пяти лет лишения свободы.

Порок жадности

Реально за решетку таких мошенников пока не отправляли. Хотя условные наказания выносят. Ну, а дальше все зависит от осужденного. Если больше не оступится, за решетку не попадет, но если совершит правонарушение, приговор может быть жестким. Осужденный сможет рассчитывать разве что на амнистию или на отсрочку до достижения детьми совершеннолетия. Принцип неотвратимости наказания никто не отменял.

Однако в головах местных жителей все еще сидит мысль о том, что воровать у государства - не преступление. Как не урвать кусочек от казенного пирога? Этим правоохранители и объясняют то, что среди фигурантов уголовных дел встречаются обеспеченные люди. По сравнению с их доходом, льготные выплаты - копейки. Что движет ими?

Показательно, что обеспеченные люди чаще всего фиктивно и регистрируются в рухнувших от старости или сгоревших избушках. И, как правило, вину не признают.

Кстати

По данным правительства Орловской области, регион сразу испытал негативное воздействие в результате аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. В 21 из 24 районов было обнаружено радиоактивное загрязнение с разными площадями и интенсивностью радиоизлучения. В 900 населенных пунктах с населением более 138 тысяч человек плотность радиоактивного загрязнения составляла от 1 до 5 кюри на квадратный километр. По данным Роспотребнадзора, сейчас в большинстве населенных пунктов области уровни радиационного фона составляют от 0,06 до 0,19 микрозиверта в час, что соответствует естественным значениям, характерным для региона до аварии на Чернобыльской АЭС.

Комментарий

Ольга Степанович, старший помощник прокурора Орловской области по правовому обеспечению:

- В соответствии с законом постоянно проживающие или работающие на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом граждане имеют право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет. В случае ухода за двумя и более детьми его размер суммируется. Пособие выплачивается по день достижения ребенком возраста трех лет. Выплата осуществляется по месту подачи заявления: в организации по месту работы или в органе социальной защиты населения по месту жительства. Суммированный размер пособия не может превышать 100 процентов дохода, из которого произведено его исчисление. Однако он не может быть ниже суммированного двукратного минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного федеральным законодательством.