Музей Екатеринбурга раскрыл тайну названия города

Подробности биографий трех женщин - покровительниц Екатеринбурга (двух императриц и одной святой) - раскрыл посетителям музей истории.

Недавно проведенный опрос показал: 80 процентов горожан уверены, что город назвали в честь Екатерины Великой. "Какие еще могут быть варианты?" - убеждены екатеринбуржцы. Если не учитывать совсем уж экзотические версии о "Екатерине Третьей", предпочтения остальных респондентов примерно поровну разделились между святой и Екатериной Первой.

Исторической правде соответствуют два последних варианта. На выставке "КАТЕРИНбург" детали наречения города, что называется, разложены по полочкам. На входе рядом со здоровенной буквой "Е" красуется письмо отца-основателя Екатеринбурга Вильгельма де Геннина Петру I, где он с изрядной долей лести (если не сказать подхалимства) испрашивает разрешения назвать новый город в честь святой Екатерины "для памяти и вечной славы ея Величества всемилостивейшей государыни императрицы". 

Обретение Екатеринбургом имени стало еще одним "окном в Европу": в допетровской России Екатерин вообще не было, зато в Европе великомученица пользовалась огромной популярностью. Сейчас на Урале прослеживается вполне "европейская" тенденция: Екатерин появляется все больше.

- Уже около трех лет это имя держится в списке самых модных вместе с другими "царскими" именами - Анастасией, Анной и Софьей, - рассказывает сотрудница екатеринбургского загса Елена Пущина.

В правление Екатерины Великой Екатеринбург из города-завода превратился в центр уральского края, расцвел и разбогател. Музейная экспозиция позволяет представить подробности частной жизни императрицы и ее тезки-предшественницы - почитать письма, что всякому интересно.

Нелегкую и запутанную женскую судьбу Екатерины Первой иллюстрируют записки, адресованные ей супругом. "Здравствуй, матка", - обращается к ней Петр и трогательно интересуется содержанием ее снов. Жена в ответ рассказывает, как прогулялась в огородике, сильно скучая по мужу.

Переписка Екатерины Второй далека от таких тонкостей. С Вольтером общается скорее философ, нежели женщина. Хотя почти интимные штрихи встречаются и тут, поскольку Екатерина отправляла просветителю щедрое содержание и дорогие подарки. "Жалованную шубу получил, - благодарит Мари Франсуа Аруэ (имя, данное Вольтеру при рождении - Прим. ред.). - Целовал подол вашей статуи…"

Подол в Екатеринбурге не выставили, зато из Исторического музея привезли другие вещи императрицы. Благодаря усилиям хранителей ее лайковая перчатка выглядит как новая. И вот что выясняется: несмотря на малый рост царицы, ее ручки не назовешь миниатюрными. У перчаток Екатерины Великой самый ходовой и сейчас размер 7,5.