В Екатеринбурге ушли с молотка первые участки с ветхим жильем

На земельных торгах в Екатеринбурге мэрия впервые разыграла участки с обременением, перепоручив таким образом застройщикам решение проблемы расселения ветхого жилья.

Девять участников торговались за шесть лотов - не за землю как таковую, а за право освоения этих территорий. В результате определилась судьба только трех участков (остальные девелоперы сочли слишком "тяжелыми"). Так, 2,3 гектара на Эльмаше, отданные за стартовые 4,19 миллиона рублей, обременены шестью двухэтажными жилыми домами, которые застройщику предстоит расселить. Зато два участка вблизи автовокзала в ходе торгов поднялись в цене (этот район сейчас считается точкой роста и объективно привлекательной территорией). Первый, с двумя старыми многоквартирниками, предложенный за 1,19 миллиона рублей, ушел за 2,59 миллиона. Торги по второму, с тремя деревянными бараками, отмечены рекордным - более чем в четыре раза - повышением цены: со стартовых 6,4 миллиона рублей до 25 миллионов.

- Конечно, благо, что мы получаем деньги в бюджет, но главная цель - уменьшить количество ветхого и аварийного жилья в городе, - комментирует итоги торгов вице-мэр Екатеринбурга Сергей Мямин. - То, на что не хватает бюджетных возможностей, нужно осуществить с помощью рыночного механизма, в том числе используя возможности застройщиков. Через аукционы под развитие застроенных территорий за три года мы планируем реализовать свыше 70-80 земельных участков.

Торги вызвали большой интерес, так как возможности точечной застройки центра города исчерпаны. Разрастание вширь неконструктивно, когда в престижных районах остаются "вороньи слободки".

По словам экспертов, около года процесс проведения земельных аукционов тормозился из-за административных барьеров. В мае прошлого года распоряжение участками, государственная собственность на которые не разграничена, перешло от муниципалитета к областному мингосимуществу. Результат этих законодательных перипетий, считают в мэрии, налицо: по итогам трех кварталов 2014 года Екатеринбург снизил темпы роста ввода жилья. За девять месяцев в эксплуатацию ввели 58 процентов от плана - 633,9 тысячи квадратных метров (в среднем по области план выполнен на 70 процентов). Девелоперы же весь минувший год жаловались на дефицит земельных участков. Энтузиазм, проявленный застройщиками на минувших торгах, отчасти вызван этим застоем, отчасти - щадящей стартовой ценой инфраструктурно обеспеченных участков. По сути, кварталы продавали по цене квартиры - это объясняется высокими рисками застройщика и неизбежными издержками, связанными с расселением. У каждого игрока рынка есть драматичная история о потребительском экстремизме и непомерных требованиях собственников руин. Например, за домишко в 30 квадратов застройщик предлагал владельцу 11 миллионов, а тот не соглашался меньше чем на 30. Получается, при средней цене квадратного метра на вторичном рынке 72 тысячи рублей продавец требует выкупить у него развалюху за 150 тысяч. На такие же грабли наступила и сама мэрия, когда аппетиты владелицы попадавшего под отселение частного дома на год парализовали реконструкцию автодороги. Хозяйке предлагали 8,5 миллиона рублей - сумма не понравилась. Переоценка определила "красную цену" в четыре миллиона - снова отказ собственника. Затяжные суды завершились договоренностью с наследниками о компенсации в 4,7 миллиона рублей, которых хватило на покупку и меблировку квартиры.

- Мне известна история, когда 12-метровую комнату в бараке со стопроцентным износом пришлось выкупать за миллион долларов. Застройщик беззащитен перед любым вымогателем, - считает исполнительный директор Гильдии строителей Урала Вячеслав Трапезников. - Необходим механизм судебного определения стоимости земли. Скажем, в случае, если застройщик и собственник не сумели договориться в течение года, в дело мог бы вступить суд и назначить справедливую цену.

Между тем

В июне Совет Федерации одобрил законопроект, согласно которому с марта 2015-го право распоряжаться неразграниченными землями вернется органам местного самоуправления. Правда, областной законопроект, принятый на этой неделе сразу в трех чтениях, содержит прямо противоположную позицию. Органы местного самоуправления Екатеринбурга намерены оспорить его в суде.