К первому чтению подготовлен законопроект, который вносит изменения и дополнения в Закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Сегодня основным документом, который регулирует размещение наружной рекламы, является Закон "О рекламе". В нем сказано, что решение об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции может быть принято в случае нарушения требований законодательства РФ об объектах культурного наследия. Но, как оказалось, закон об объектах культурного наследия в этой части весьма расплывчат, что позволяет трактовать его в выгодном для рекламодателей свете.
В законе нет прямых требований, регламентирующих размещение рекламы на таких объектах, а есть только норма, которая обязывает обеспечивать неизменность облика и интерьера объекта культурного наследия.
Законодатели предлагают умерить амбиции тех, кто пользуется историческими зданиями. В том числе и чиновников. А именно: вывески органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, в том числе религиозных, вывески, предназначенные для доведения до сведения потребителей информации об изготовителе (исполнителе, продавце), месте его нахождения (адресе) и режиме работы в соответствии с законом о защите прав потребителей запрещается размещать выше первого этажа памятника, а также строения или сооружения, входящего в ансамбль.
Законодатели обращают внимание на то, что сегодня рекламные конструкции можно установить либо на отдельном здании или сооружении, либо на земельном участке. А это приводит в "замусориванию" территорий историко-культурных центров и парков. Поэтому они предлагают ввести запрет на размещение рекламных конструкций на памятниках, строениях и сооружениях, входящих в ансамбль, а также на территориях памятников и ансамблей, на территориях историко-культурных заповедников и на территориях охранных зон объектов культурного наследия.
Выше первого этажа памятника разрешается воссоздание (сохранение) вывесок, исторически связанных с данным памятником и соответствующих функциональному назначению памятника, определенному при его сооружении (первоначальному функциональному назначению).
Подняться с афишами и вывесками выше первого этажа разрешается только организациям культуры, которые в данном здании располагаются.
Эксперты "РГ" горячо поддержали законопроект. Гюзелла Николайшвили, доцент кафедры интегрированных коммуникаций НИУ "Высшая школа экономики", заявила, что это абсолютно правильная рекламная политика. "Это хороший уровень рекламной культуры. Любая крупная столица должна быть чистой от рекламного мусора, - считает эксперт. - В разных странах по-разному относятся к этой проблеме, но большинство крупных столиц старается освободить исторический центр, исторические здания от рекламного мусора". Несколько лет назад в Москве, например, убрали из центра лишнюю рекламу, и город изменился в лучшую сторону, заметила Николайшвили. Так же, по ее мнению, нужно поступать и в других исторических центрах страны.
Это мнение поддержала и Ирина Ирбитская, директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС: "Архитектура создается не для того, чтобы ее завешивали рекламными растяжками для потребителей. В цивилизованных и уважающих себя странах и городах это не используется. Бывают исключительно редкие случаи. Например, во время народных праздников. Но это временное оформление, которое снимается сразу по окончании праздника. Думаю, что мы тоже должны идти этим путем".