Любопытно, что стены депо, где глава концерна Stadler Петер Шпулер передал символический ключ поезда главе "Аэроэкспресса" Алексею Криворучко, помимо государственных флагов России и Швейцарии украшал еще и белорусский. Но эту "загадку" быстро разрешил посол Беларуси в России Игорь Петришенко, который пояснил, что такие же красавцы на рельсах вот-вот начнут сходить с конвейера завода, построенного швейцарцами в 25 километрах от Минска в городке Фаниполь.
Выиграв тендер, швейцарская компания подрядилась изготовить для Москвы 25 составов из 118 вагонов (16 составов по четыре вагона и 9 составов по шесть). Первые четыре состава швейцарцы построят у себя дома, а начиная с пятого строить уже будут белорусы. Кстати, производство двухэтажных поездов на заводе в Фаниполе уже в полном разгаре, хотя со времени подписания контракта о строительстве завода прошло лишь два года.
Те из вагонов, что сегодня прибыли на Белорусский вокзал, проделали непростой путь. Как рассказали обозревателю "СОЮЗа" представители фирмы, их сначала доставили на специальных платформах в порт Базеля, там перегрузили на контейнеровоз, который по Рейну привез их в Роттердам. Здесь вагоны поставили на рельсы, сцепили в один состав, загнали на морской паром и привезли в Клайпеду, откуда они уже своим ходом прибыли в Беларусь. Пройдя на новом заводе в Фаниполе пуско-наладочные работы, вагоны отправились в российскую столицу.
Не знаю, сыграл ли решающую роль при выборе места для строительства швейцарского завода тот факт, что городок Фаниполь стал железнодорожной станцией Беларуси почти полтора века назад, но это так...
Начало коммерческой эксплуатации первого аэроэкспресса в Москве назначено на середину будущего года.
Мэр Москвы Сергей Собянин, прибывший на церемонию передачи поезда заказчикам, заявил, что за три-четыре года будет заменен подвижной состав, доставляющий пассажиров из центра столицы к ее воздушным портам. При этом двухэтажные электрички увеличат пропускную способность на своих маршрутах предположительно на треть. Общая же сумма контракта достигает 685 миллионов евро.
- Особое внимание при разработке двухэтажных поездов уделялось безопасности, - поделилась с нами пресс-секретарь "Аэроэкспресса" Надежда Доржиева. - Все экспрессы оборудованы безопасными локомотивами, обеспечивающими контроль разрешенной скорости, невозможность проезда на запрещающий сигнал светофора, а также предотвращение несанкционированного движения. Составы оснащены системой поглощения энергии удара при столкновении. В случае аварии пассажиры могут покинуть любой вагон за две минуты через автоматические двери и через аварийные на нижнем и верхнем уровнях.
Скоро состав пройдет испытания на экспериментальном кольце в Щербинке, а потом процедуру сертификации, после чего будет готов к эксплуатации.
Сергей Собянин, мэр Москвы:
- Мы присутствуем при запуске первого суперсовременного аэроэкспресса. Он представляет совершенно новое поколение общественного транспорта, которое даст возможность увеличить количество перевозимых пассажиров до аэропортов Москвы. Для нас это очень важный проект в силу того, что только в этом году будет перевезено около 18 миллионов пассажиров. Можете себе представить, если бы эти 18 млн оказались на дорогах, которые ведут в аэропорты Москвы. Это был бы полный коллапс. Сегодня пассажир имеет возможность в разумные сроки и по графику приехать в аэропорт. Я надеюсь, что в ближайшие три-четыре года практически весь подвижной состав аэроэкспрессов будет заменен на новый. Каждый год число пассажиров "Аэроэкспресса" растет примерно на 20%. За счет покупки новых двухэтажных поездов швейцарского производства удастся увеличить объем пассажироперевозки примерно на 35-50%".