20.11.2014 00:24
    Поделиться

    Известный столичный эксперт нашел призвание в Урюпинске

    Почему молодой и успешный москвич переселился в провинцию
    Василий Дубейковский - самый продвинутый на сегодня специалист по брендингу территорий в России (это молодая и перспективная отрасль знаний на стыке философии, социологии и маркетинга). У него своя фирма, дипломы МГУ и Московской международной высшей школы бизнеса, за плечами опыт работы в крупных российских и зарубежных компаниях. Екатеринбуржец по рождению, уралец по самоопределению, москвич по образу жизни. И вот этот парень из весьма обеспеченной и благополучной семьи, живший в самом центре Москвы и устраивавший пробежки чуть ли не по Кремлевской набережной, "бросил всё и уехал в Урюпинск", на постоянное место жительства, вместе с семьей - женой и только что родившейся дочкой. Променял столицу России на столицу российской провинции.

    Может, мы, провинциалы, живущие на расстоянии "рукой подать" до города из анекдотов, чего-нибудь не понимаем? За ответом на вопрос, как надо жить, а главное - где, мы отправились в Урюпинск, к Василию Дубейковскому.

    "Россия - провинция - дыра"

    - Ну рассказывай, как докатился до жизни такой, - спрашиваю Василия при встрече. На Василии - толстовка с брендом города, пока что существующая в единственном экземпляре.

    - Так уж сразу и "докатился"? - шутит в тон. Параллельно мы начинаем прогулку - кто может быть лучшим гидом по городу, чем влюбленный в него новоиспеченный житель, с пылкостью неофита доказывающий правильность своей веры? Вера Василия зиждется на несокрушимой научной базе: данных исследований, которые упрямо говорят, что Урюпинск - самый перспективный в России город в развитии своего бренда. Так что любовь к Урюпинску у него началась, если можно так сказать, с профессиональной деятельности. Урюпинск - один из первых городов в России, который начал заниматься брендингом территорий, 12 лет позиционирует себя как "столица российской провинции", а два года назад зарегистрировал этот товарный знак официально.

    - Скажу сразу: я очень люблю Москву, более того - когда в 13 лет я вместе с мамой переехал в столицу, то понял, что на самом деле именно об этом и мечтал - настолько близок по духу мне оказался этот город. И то, что сейчас мы живем в Урюпинске, ни в коем случае не связано с негативным отношением к Москве.

    Летом прошлого года Василий решил посмотреть столицу российской провинции своими глазами.

    - На самом деле я тогда должен был ехать в Волгоград. А ведь там рядом и Урюпинск. Как не заехать! Посмотрел по карте: ближайший к нему областной центр - Тамбов, - вспоминает Дубейковский. - Решил, что раз там всего 250 километров, должно быть организовано какое-то регулярное сообщение. И ошибся. Из-за недоразумения получилось, что путешественник добирался до Урюпинска из Тамбова на двух "проходных" автобусах.

    - Высадили меня на трассе под указателем "Урюпинск - 2 км", - вспоминает Дубейковский. - А дальше топал пешком. Но километров через пять сообразил, что до Урюпинска явно больше, чем гласил дорожный знак (на самом деле - 30 км). Выручила попутка.

    Такое дорожное приключение совершенно не отбило у Василия желания знакомиться с городом и даже не помешало проникнуться его провинциальным очарованием. Вот, например, в центре города строится торговый комплекс, то ли в псевдорусском, то ли в восточном роскошном стиле - ничего, урюпинцам нравится: "богато". В общественной зоне у торгового центра в этом году открыли пешеходный (по нему можно ходить) светомузыкальный фонтан - вполне себе подходящее летнее развлечение для "севера Юга". Его строительство обошлось в 18 млн рублей, а весь бюджет города - 600 млн. Проект реализован из дополнительных средств бюджета, полученных в ходе продажи земли под уже упомянутый торговый центр.

    - Думаете, строительство фонтана при таком бюджете - это политическое самоубийство? - комментирует Дубейковский. - Как бы не так! Неработающие фонтаны в провинции давно уже превратились в символы упадка и разрухи. Этот же стал одним из "столпов" доверия населения местной власти.

    Разумеется, ни один визит в Урюпинск не обходится без посещения памятника козе - ну как не потереть городскому символу морду "на сбычу мечт"? Памятнику уже 12 лет, но площадку вокруг него привели в порядок лишь в начале этого года перед эстафетой олимпийского огня. Коза была одной из точек передачи факела. На благоустройство выделили 3 млн из областного бюджета. Чтобы "причесать" территорию вокруг скульптурной группы по мотивам "Судьбы человека" Шолохова, которая находится напротив козы, денег уже не хватило. А ведь с этого произведения, в общем-то, началось "продвижение" Урюпинска: именно здесь, в чайной, Андрей Соколов встречает Ваню. Фильм просмотрели тогда миллионов тридцать.

    - Исследования показывают, что Урюпинск давно не город из анекдотов. Слово "Урюпинск" знают 93% населения страны, то есть это часть расширенного словарного запаса россиян, - говорит Василий. - Люди верят в его существование, но не очень понимают, где он находится. При этом Урюпинск обладает определенным имиджем: "Россия - провинция - дыра".

    Невозможное возможно

    - Мы с супругой давно уже думали переехать жить в один из малых городов. Не знаю, может, действительно есть москвичи, которые постоянно ходят по театрам и музеям, у нас же получалось редко. Огромное преимущество нашего образа жизни - работа не привязывает нас к какому-то конкретному месту, а значит, мы можем сами выбирать, где жить, - рассказывает Василий. - Выбирали между Добрянкой в Пермском краем, где я также работал над брендом, и Урюпинском. Жизнь в малом городе, помимо того, что дает новый опыт, имеет много плюсов. А рождение ребенка стало драйвером переезда.

    Мы гуляем по берегу озера Подпесочного. Надежде Васильевне Дубейковской пока всего лишь 5 месяцев, она счастливо сопит в коляске и не думает ни о брендах, ни о столицах. А ее отец рассказывает, как летом вместе с ТОСом чистил дно озера от тины и водорослей, как на берегу вкапывал ограждение из старых покрышек, чтобы машины не заезжали на пляж. ТОСы - это территориальные органы самоуправления, что-то вроде "низовых" ячеек общества, своими силами призванных решать самые насущные бытовые вопросы. Изобретение не волгоградское, но в Урюпинске самые активные ТОСы в стране.

    "Мы с супругой очень хотим быть полезными городу, в котором живем. Москву мы, конечно, любим, но не нужны ей. А в малом городе, мне кажется, каждый житель важен"

    - Центр Москвы - не самое комфортное место для прогулок с коляской, да и вообще для жизни с маленьким ребенком. В какой-то момент тебе становится важно, каким воздухом дышит твой ребенок, какую воду пьет, какими продуктами питается, - говорит Екатерина Дубейковская. Катя - графический дизайнер, на своей основной работе она сейчас в декретном отпуске, но от участия в проектах мужа ее никто не освобождал. Это ее перу принадлежит разработка визуального стиля Урюпинска.

    "Пробное проживание" Василий и Катя устроили еще в начале зимы, приехав в Урюпинск 31 декабря на все каникулы. Тогда буквально накануне в Волгограде произошли теракты. По всей области отменили развлекательные мероприятия. "Пойти было некуда, но нам было комфортно в городе!" - хором говорят супруги.

    Потом была эстафета олимпийского огня, которую, как считает Василий, город получил также благодаря своему бренду столицы российской провинции.

    - Тогдашний мэр города Сергей Горняков, выступая на празднике, сказал, что верит в победу российской сборной на Олимпиаде, - вспоминает Василий. - Я в тот момент поморщился и подумал: "Зачем он так? Это ведь невозможно". Все знают, что было потом - наша сборная действительно победила. То есть невозможное оказалось возможным. И это как раз про Урюпинск. Столица провинции? Так ведь не бывает! Город-анекдот, город-оксюморон, сочетание несочетаемого... "Невозможное возможно" - вот он, имидж города. Скепсис улетучивается в Урюпинске.

    Шанс на счастье

    В июле этого года с двухмесячной Надеждой на руках и рыжим котом Ашаном Дубейковские перебрались в город на постоянное жительство. Родные решение поддержали, друзья поначалу были в шоке, но, побывав в гостях, выбор одобрили.

    Дубейковские сняли дом в частном секторе: две комнаты, кухня - 52 квадратных метра - обычный дом, не какой-нибудь навороченный коттедж. Говорят, особенно выбирать не из чего было - рынок жилья в Урюпинске совсем не такой, как в Москве: кроме Василия с Катей пока немного желающих сюда переехать.

    Мы стоим во дворе дома и прямо с куста объедаем прихваченный первыми морозами виноград.

    - Еще съедобный - улыбается Василий и продолжает объяснять мотивы переезда. - За такие деньги, как здесь, в Москве квартиру, конечно, не снимешь. Да и вообще здесь жизнь дешевле, разумеется. А в свете возможного экономического кризиса еще и безопаснее с точки зрения обеспечения продовольствием. Но главное - спокойствие, безопасность, чистота, шаговая доступность учреждений и магазинов. Здесь есть даже гипермаркет, что для нас было важно - мы привыкли к такому формату торговли. Лично для меня Урюпинск обладает лишь одним минусом: ближайший аэропорт в 250 км, в Тамбове, и в нем всего лишь два рейса на Москву в день. А у меня работа с постоянными разъездами связана. Как и многие другие урюпинцы, я работаю вахтовым методом.

    При этом Дубейковские не обещают жить в Урюпинске вечно. Ребенок подрастет, захочется дать ему наилучшее образование, возможности для развития и самореализации, а сделать это в большом городе все-таки проще.

    Я не знаю, где мы будем через несколько лет. Мне, например, всегда хотелось пожить еще и на Дальнем Востоке, - говорит Василий.

    - И может, это нормально - менять города, переезжать с места на место? - поддерживает супруга Катя.

    Еще до переезда Василий познакомился с местной властью и предложил услуги своей компании за символическую плату. Разработали платформу - стратегию развития бренда. Он-то у города есть уже давно, а вот что с ним делать дальше и как получать с него дивиденды? В ближайшее время в структуре администрации должен появиться бренд-менеджер и бренд-совет. В планах - встретиться с местными товаропроизводителями, рассказать, как можно эксплуатировать фразу "сделано в Урюпинске" себе на благо. Семечки, масло, футболки, пуховые изделия только выиграют от повторения имени города.

    Сам Василий собирается руководить "кружком будущего" - строить и, главное, реализовывать совсем уж футуристические планы. Например, возродить в Урюпинске аэропорт. Фантастика? Не более, чем горнолыжная трасса, которая, однако же, построена, работает третий год. Это единственный горнолыжный спуск в Волгоградской области. Трасса на хоперских холмах короче, чем в горах, всего 250 метров, но уже пришлась по вкусу лыжникам. Создавалось все это по инициативе местных предпринимателей, на деньги их и города. Невозможное возможно.

    - Мы с супругой очень хотим быть полезными городу, в котором живем. Москву мы любим, но не нужны ей. А в малом городе каждый житель важен. Мы открыты и социально активны, полезны городу как специалисты. Почему я вообще стал заниматься брендингом городов? То, что я делал раньше, никак не изменяло реальность. А брендинг территорий и проживание в малом городе дает шанс чуть-чуть изменить окружающий мир. И шанс попытаться стать счастливым.

    Бородатый анекдот

    1984 год. Экзамен по философии. Профессор:

    - Ну совсем вы, батенька, ничего не знаете. Скажите, а вы Маркса хоть что-нибудь читали?

    - Нет.

    - А Энгельса?

    - Нет.

    - А вы хоть знаете, кто они такие?

    - Нет.

    - А про Ленина слыхали?

    - Нет.

    - А вы, батенька, откуда будете?

    - Из Урюпинска.

    Профессор повернулся к окну и задумчиво глядя в даль говорит:

    - А, может, действительно... Бросить всё... и уехать в Урюпинск?

    Поделиться