20.11.2014 00:08
    Поделиться

    Виталий Мельников рассказал о новом сценарии "Кино для вождя"

    В Петербурге вышел сборник "Виталий Мельников. Сценарии". В нем известный петербургский кинорежиссер открывается читателям и как литератор. Виталий Мельников - классик нашего кино. В телевизионной сетке его фильмы появляются почти еженедельно: "Начальник Чукотки", "Старший сын", "Выйти замуж за капитана", "Семь невест ефрейтора Збруева", "Женитьба", "Бедный, бедный Павел"...

    Режиссер рассказал "РГ" о новой работе, а также поделился своим мнением относительно будущего легендарной киностудии "Ленфильм", на которой ровно 50 лет назад снял свою первую игровую картину.

    Виталий Вячеславович, о чем ваш новый сценарий "Кино для вождя"?

    Виталий Мельников: О времени, пожалуй. И еще о том, что оно творит с нами. Первоначально сценарий назывался: "Те времена". Название мне и сейчас нравится. Если состоится фильм - уточнится и название.

    Время действия - 1950-е годы, когда мы, советские люди, дисциплинированно "боролись за мир", искореняли "космополитизм" и славили "отца народов" товарища Сталина. Вождь был уже стар и очень полюбил кино. Он лично редактировал фильмы, награждал и "поправлял" суровою рукою растерянных и запуганных кинематографистов. От каждого его руководящего словечка зависели судьбы фильмов и людей. Один такой доподлинный случай стал первоосновой для сценария.

    Это трагикомедия?

    Виталий Мельников: Называйте эту историю как угодно, но все происходившее - чистая правда. Я был свидетелем событий и даже соучастником. В 1950 году меня, студента ВГИКа, направили ассистентом-практикантом в съемочную группу знаменитого режиссера Владимира Адольфовича Шнейдерова. Он был и кинооператором, снимал фильмы научно-популярные и художественные ("Джульбарс"), был ведущим "Клуба кинопутешествий", ставшего популярной в стране телепередачей.

    А как назывался фильм Шнейдерова?

    Виталий Мельников: Назывался он пышно: "Каспийские джунгли", но это была простенькая видовая короткометражка с рассветами, закатами и заповедными зверюшками. Шнейдеров был сослан на Волгу за "низкопоклонство перед Западом". Возможно, ему и нашей группе удалось бы спокойно отсидеться в этих джунглях, но волею случая по оплошности нерадивой реквизиторши и в силу повышенного внимания вождя к киноискусству дело вдруг приняло всесоюзно скандальный оборот. Оно было поспешно замято, конечно, и сейчас, много лет спустя, выглядит всего лишь версией или даже анекдотом.

    А роль Сталина какова?

    Виталий Мельников: Важная роль, разумеется, и хотелось бы тут избежать шаблонов и предубеждений. Сталин - это сложная, трагическая фигура, по-моему. К старости, в плотном окружении жаждущих власти "соратников", он и сам стал жертвой им же порожденной иезуитски жестокой системы.

    Кто, по-вашему, может сегодня сыграть Сталина? Вы думали об этом, когда писали сценарий?

    Виталий Мельников: Я больше думал и думаю о том, кто бы мог этот сценарий поставить. За 60 лет работы в кино я снял 22 игровых и 15 документальных фильмов. Не пора ли остановиться?

    Это первый сценарий, который вы отдадите в чужие руки?

    Виталий Мельников: Да. Большинство фильмов я снимал по своим сценариям.

    И кому же доверитесь? Мэтру или перспективному и молодому?

    Виталий Мельников: Единомышленнику, если таковой обнаружится.

    Как вы относитесь к ремейкам советских фильмов? Были предложения что-то снять или продать права?

    Виталий Мельников: Были, но я уклоняюсь. Каждому овощу свое время. Эти попытки "перелицевать" старенькое, чтобы было почти как новенькое и даже современненькое, мне не по душе. Решительно! Ремейк - это изящно оформленный и узаконенный плагиат.

    В этом году у вас своеобразный юбилей: 50 лет назад вы сняли свою первую игровую картину на "Ленфильме".

    Виталий Мельников: Верно. В 1964 году на "Ленфильме" после длительных колебаний и сомнений мне доверили постановку игровой картины. Это была короткометражка по рассказу детского писателя Николая Носова "Бобик в гостях у Барбоса" (и его же сценарию) - "Барбос в гостях у Бобика". В главных ролях снимались собаки, и большой худсовет киностудии во главе с самим Григорием Козинцевым важно обсуждал кандидатуры собак-исполнительниц. Все было как настоящее. В графике текущих студийных планов значилось: "Фильм "Гамлет", реж. Козинцев - строительство декорации "Замок Эльсинор". "Фильм "Барбос в гостях у Бобика", реж. Мельников - строительство декорации "Конура Барбоса". Ленфильмовские снобы при встречах вежливо мне кланялись и нехорошо улыбались. На заключительном худсовете после просмотра моего опуса Козинцев задумчиво сказал: "Ну что же... Мне кажется, здесь есть не только дрессура, но и режиссура". Так я стал ленфильмовцем.

    Верите в возрождение "Ленфильма"? Многие сомневаются.

    Виталий Мельников: Прежде чем ставить диагноз, следует разобраться. Что мы имеем в виду? Техническую базу или некий творческий коллектив единомышленников, которые хранят и поддерживают определенные традиции, творческие принципы. Если речь идет о кинофабрике, то можно сказать с уверенностью: "Ленфильм", конечно же, можно модернизировать и в этом смысле "возродить". А вот как возродить "студийность"? Это вопрос сложный. В это можно только верить. Никакие указания сверху и никакие денежные взбадривания тут не помогут. Не знаю, как другие ленфильмовцы, но лично я верю.

    Поделиться