Новости

20.11.2014 00:04
Рубрика: Культура

Сын

В прокат вышел фильм, получивший главный приз на Выборгском фестивале
"Сын" - третий полнометражный фильм Арсения Гончукова. Гончуков дебютировал в 2012 году короткометражкой "Конечная остановка", которая участвовала в программе 66-го Международного Каннского кинофестиваля. А после этого снял еще две полнометражные картины "1210" (2012) и "Полет. Три дня после катастрофы" (2013).

Примечательно, что свои фильмы он снимает, не опираясь на поддержку спонсоров, министерства культуры или Фонда кино, а собирая деньги в Интернете. Большинство участников съемочной группы работали на площадке бесплатно. "Сын" стал победителем кинофестиваля в Выборге в 2014 году и наконец добрался до большого экрана. Хотя на большую кассу ему трудно рассчитывать, ведь "Сын" - кино авторское, созданное для вдумчивого, не попкорнового зрителя, да еще и российское, от которого российский же зритель в последнее время часто отмахивается. А зря... "Сын" - черно-белая лента - драма без полутонов, без лакирования действительности, без заигрывания со зрителем. И это больше, чем просто фильм о проблеме отцов и детей.

...В тот год весна сильно запаздывала. Андрей (Алексей Черных), молодой парень лет тридцати, живет небогато в одном из подмосковных городов. Он терпеливо ухаживает за своей пожилой матерью, страдающей шизофренией. Когда-то она потеряла ребенка, а потом от нее ушел муж, отец Андрея. Болезнь обостряется с каждым днем. У Андрея есть мечта - отвезти мать в пансионат в Германию - нет, не вылечить, шизофрения не поддается лечению, а обеспечить ей достойный уход. Любовь и забота, уверен он, способны творить чудеса.

В один прекрасный момент мечта как будто становится близка к воплощению: собраны все документы, "подмаслены" нужные люди (конечно, не без помощи хрустящей купюры), куплены билеты в Германию, заказано такси в аэропорт, но, придя домой, Андрей находит маму бездыханной, лежащей на полу. С ее кончиной для Андрея все кончилось - мечта растаяла, смысл существования безвозвратно ушел, а он не может поверить в то, что матери больше нет. Он снова садится в электричку, которая привозит его в Москву, серую, промозглую, чужую, и снова с неба сыплется снег, и снова под ногами хлюпает распутица. Он встречается с сестрой (Лидия Омутных), которой давно нет дела до матери, ведь у нее много работы - с родным братом она разговаривает сквозь зубы. Он встречается с отцом (Вадим Андреев), у которого другая семья, подрастает маленькая дочь. К беде Андрея глухи все - сестра, заявившая: "Она что, мать? Она - овощ", отец, прокомментировавший приход Андрея: "Ты ведь не просто так пришел?" Как не озлобиться Андрею, как не стать таким же, как они? Слезы отчаяния выливаются в невиданную по своей силе злобу, и Андрей совершает непоправимое...

У ленты, минималистичной, но при этом очень цельной, поразительная атмосфера - безвыходности, отчаяния, тупого одиночества. Одиночества беспредельного, от которого можно задохнуться. Тягучая, временами слегка затянутая, медленная, но втягивающая в сопереживание. Немногословная - у главного героя очень мало текста, у его матери - одна фраза. Словом, черно-белая действительность без прикрас, не жалеющая никого. Ей под стать и пейзаж - заледенелая Москва, не убранные от снега улицы Подмосковья, полупустые электрички, голые деревья, разбитые в местном парке скульптуры.

Герой - обыкновенный, такой же, как миллионы других, а сюжет можно рассказать всего в нескольких предложениях, но это только кажущаяся простота, простота на первый взгляд. Ведь никто не отменял постулата "каждая несчастливая семья несчастлива по-своему". И "Сын" именно об этом - как не озлобиться в этом несчастье и как не зачерстветь душой.

Прямая речь

Арсений Гончуков, режиссер:

- Что главное в этом фильме? Что герой не может простить себе судьбу матери и ее смерть. А раз не может простить себе, то не может простить никому. Вообще. У него атрофировалась эта способность. И его любовь без способности прощать становится его проклятием... Безумен ли главный герой? Это не совсем безумие, это такое искажение в мозгах жуткое. То есть он не помешанный, просто у него душа сломана...

Культура Кино и ТВ Наше кино Гид-парк