Но, невзирая на все трудности и препятствия, его организаторы решили: и в нынешнем году "Спутнику" быть! И в ответ получили благодарность любителей российского кино и полный зал зрителей, собравшихся в варшавском кинотеатре "Иллюзион" посмотреть фильм открытия фестиваля "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" Андрея Кончаловского. Что движет директором "Спутника" полькой Малгожатой Шляговской-Скульской, которая из года в год дарит своим соотечественникам праздник встречи с фильмами из России, она рассказала в интервью "РГ":
Пани Малгожата, я много раз бывала на фестивале и убедилась, что на встречи с польскими зрителями приезжают самые яркие звезды российского кино от ветеранов, таких, как режиссер Никита Михалков, до молодых, но уже зарекомендовавших себя наилучшим образом, кинематографистов, как, например, актер Антон Шагин. Кого варшавяне смогут увидеть в этом году?
Малгожата Шляговска-Скульска: Будут такие известные российские режиссеры, как Вера Сторожева с фильмом
"9 дней и одно утро", Александр Котт с "Испытанием", Михаил Сегал с "Кино про Алексеева", Иван Твердовский с "Классом коррекции", Валерия Гай Германика с лентой "Да и да". В конце фестиваля мы ждем Андрея Кончаловского, картиной которого "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" открывается фестиваль. К тому же в этом году мы проведем ретроспективу фильмов этого замечательного режиссера. Будет также ретроспектива картин Федора Бондарчука - мы покажем и фильмы, которые он снял как режиссер, например, его последнюю ленту "Сталинград", и картины, в которых он выступил в качестве актера, к примеру "Два дня" Авдотьи Смирновой. Всего в разные дни варшавской части "Спутника" сюда приедет около пятидесяти человек из России.
Насколько популярен в Польше этот фестиваль? Сколько людей его посетило, к примеру, в прошлом году?
Малгожата Шляговска-Скульска: Если считать кинотеатры в Варшаве и других городах, в которых проходит фестиваль, а их в прошлом году было сорок, то около 70 тысяч зрителей. При этом нужно учитывать, что в городах поменьше "Спутник" идет не 10 дней, как в Варшаве, а три-пять дней. Мы работаем с одними и теми же кинотеатрами в разных концах страны уже несколько лет. Только первый фестиваль проходил лишь в Варшаве, в последующие годы он распространился по всей стране. Как правило, смотр российского кино уже заложен в репертуаре каждого конкретного кинотеатра, и когда он будет проходить, зависит от организаторов на местах. Нынешний фестиваль будет идти в 35 кинотеатрах в разных городах аж до марта. Но их количество уменьшилось не из-за политической ситуации, а по финансовым причинам.
А как с прессой? В этом году ее количество не изменилось?
Малгожата Шляговска-Скульска: Нет, журналистов у нас всегда очень много, и с каждым годом их становится все больше. Обращаются около четырехсот представителей СМИ, но мы не можем аккредитовать всех желающих, потому что тогда зрителям не хватит мест. Вообще, несмотря на политическую ситуацию, внимания к фестивалю не стало меньше. Наоборот, у нас растет число поклонников в социальных сетях, я получаю сообщения, что люди с нетерпением ждут начала "Спутника". Недавно одна женщина написала мне из Австралии, что она переехала в Сидней, хочет организовать там фестиваль российского кино, потому что оно и там найдет благодарного зрителя. Знаете, у меня происходит много разных встреч и разговоров, и, конечно, найдутся люди, которые бы хотели, чтобы в этом году "Спутника" не было (а если бы его не было в этом году, то уже не было бы никогда). Но я этот фестиваль делаю и буду делать не для политиков. Я делаю его для людей, которые любят российское кино.
И тем не менее на открытии фестиваля присутствовал спикер Сената Польши Богдан Борусевич...
Малгожата Шляговска-Скульска: Да, и я этому очень рада. Две недели назад он сказал в интервью газете Gazeta Wyborcza, что отмена перекрестных годов культуры России и Польши была огромной ошибкой. И он считает, что "Спутник" должен быть и в этом году, и в следующие годы. На культурные мероприятия приходят простые люди. Они хотят посмотреть кино, послушать музыку, полюбоваться на картины и таким образом узнать соседей. У большинства поляков нет другой возможности познакомиться с Россией и россиянами, ведь это не так просто, нужно получить визу, например. А мы интересны друг другу! Если мы откажемся от культуры и спорта, то ничего не останется. Я думаю, что очень многие расстроились бы, если бы мы отменили фестиваль.
И все-таки было тяжелее в этом году?
Малгожата Шляговска-Скульска: С материальной точки зрения. Я не в обиде на тех, кто перестал нас поддерживать - понятно, что никто не хочет неприятностей, польские фирмы проявляют осторожность. К сожалению, хотя мы проводим фестиваль российского кино, российские компании, представленные в Польше, нам не помогают. Если бы нас не поддержал российско-польский Центр диалога и согласия, не знаю, смогли бы мы это сделать. По линии Министерства культуры РФ покрываются все расходы с российской стороны: фильмы, визы, страховки, гонорары, авиабилеты. Но, чтобы организовывать такой крупный фестиваль, нужно снимать офис, иметь штат сотрудников, в частности бухгалтера. В общем, нам нужны спонсоры. Сегодня большую часть работы выполняют волонтеры.
В целом как вам кажется: поляки разделяют политику и обычную жизнь? Текущая политическая ситуация не повлияла на восприятие российской культуры в Польше?
Малгожата Шляговска-Скульска: Мне кажется, что поляки устали от того, что постоянно публикуется в польских СМИ. В российской прессе не бывает такого количества новостей из Польши, как в польской из России. В каждом выпуске новостей появляется хотя бы одно сообщение по российскому направлению, и я уже не помню, когда это была какая-нибудь позитивная новость. А у людей столько своих проблем, что их это не интересует до такой степени. Я всегда говорю, что можно обижаться, можно иметь друг к другу претензии, но духовное взаимодействие в пространстве культуры было всегда. Иначе нужно было бы убрать "Мастера и Маргариту" Булгакова из обязательной школьной программы по литературе в Польше, поменять экспозиции в музеях, запретить музыку в филармониях. Давайте не будем сходить с ума, ведь наше общество обеднеет от отсутствия культурного обмена.