Напомним, что российская ОАО "РЖД" совместно с КНДР реализует проект "Хасан-Раджин", который предусматривает модернизацию железнодорожного полотна между станцией Хасан (РФ) и Раджин (КНДР), а также строительство и дальнейшую эксплуатацию грузового терминала в порту Раджин. Реализацией проекта занимается специально созданное для этого российско-корейское СП "РасонКонТранс", где 70% акций принадлежит российской компании.
В настоящий момент работы по модернизации полотна и строительству терминала выполнены. На очереди - начало полноценной эксплуатации порта. К участию в проекте проявила интерес и Южная Корея, которая рассматривает проект не только как экономическое, но и политическое сотрудничество, которое может позволить улучшить межкорейские отношения. Представители трех компаний Южной Кореи уже дважды посетили Раджин. После оценки итогов визита будет принято решение о подключении Юга к проекту в КНДР. По предварительным оценкам, инвестиции южан могут составить 150-200 млн долларов и будут осуществляться путем выкупа 49% российской доли в СП.
Мероприятие в Раджине пройдет по такому сценарию: уголь будет перегружен на арендованное китайское судно, которое покинет порт в 10 часов утра 28 ноября. Транспорт должен прибыть к заказчику в порт Пхохан на юго-восточном побережье Южной Кореи поздно вечером 29 ноября.
В министерстве объединения Южной Кореи подтвердили эту информацию. "Группа наших представителей проведет тщательную оценку всей инфраструктуры как самого порта, так и железной дороги, связывающей Хасан и Раджин, а также проследит за погрузкой и отправкой груза", - заявили в ведомстве.
Южнокорейские чиновники указали на экономическую целесообразность долгосрочного использования этого маршрута для транспортировки российского угля на Юг. "Если все посчитать, что получается, что это позволяет нам сэкономить 10-15% как по времени, так по транспортным расходам. В принципе, в случае заключения долгосрочного контракта возможно будет сэкономить и больше, но все зависит от решения вопроса с безопасностью поставок", - отметили в министерстве объединения Южной Кореи. Чиновник также предположил, что окончательное решение по поводу возможности участия южан в проекте следует ожидать уже в следующем году.
Российские железнодорожники подчеркнули, что готовы обеспечить стабильность и безопасность поставок. "Мы работаем с северокорейскими партнерами уже не первый год и сумели сформировать прочный фундамент доверия в отношениях друг с другом. Думаю, что с безопасностью и стабильностью никаких проблем возникнуть не должно. На данном этапе главная задача - провести пилотную перевозку первой партии, а затем наладить полноценное функционирование и постоянную загрузку участка "Хасан-Раджин", - заявил "Российской газете" заместитель начальника Департамента международного сотрудничества ОАО "РЖД" Алексей Астафьев. Он добавил, что компания рассматривает проект "Хасан-Раджин" как начало более амбициозного стратегического направления соединения сетей железных дорог России, Севера и Юга Кореи.
В южнокорейских СМИ отметили, что в случае присоединения Юга к сотрудничеству РФ и КНДР по проекту "Хасан-Раджин" будут иметь место выгоды не только экономического, но и политического характера. "Этот проект будет способствовать не только активизации межкорейского экономического сотрудничества, но и станет своего рода первым настоящим шагом на пути реализации заявленной президентом Южной Кореи Пак Кын Хе "евроазиатской инициативы", - отметило издание "Пусан Ильбо".
Между тем
Как сообщили южнокорейские СМИ, следующим послом России в Республике Корея станет нынешний посол РФ в КНДР Александр Тимонин. По информации южнокорейских журналистов, дипломат может прибыть на новое место работы в Сеул прямо из Пхеньяна. Он заменит Константина Внукова, который возглавляет посольство РФ в Южной Корее с июля 2009 г. Александр Тимонин закончил ИСАА МГУ, является корееведом, работал как на Юге, так и на Севере Кореи. В 2000-2004 гг. и 2006-2011 гг. занимал пост советника-посланника посольства РФ в Южной Корее, с 5 ноября 2012 г. - посол РФ в КНДР. Дипломатический ранг - Чрезвычайный и Полномочный Посланник 1 класса.