Отдел "Кибершпионаж" генпрокуратуры запросил генпрокурора о прекращении процесса против АНБ в соответствии со статьей 170, параграф 2 УПК ФРГ из-за отсутствия улик. Поскольку "никаких серьезных доказательств" нет, как пишет "Фокус", нет и возможности доказать вину, а соответственно отсутствует и смысл в дальнейшем расследовании. Органы юстиции ФРГ исходят из того, что генпрокурор последует рекомендациям отдела "Кибершпионаж".
Как рассказал "РГ" генеральный прокурор Германии Харальд Ранге, для всякого расследования необходимы улики или свидетельские показания, а они находятся в руках спецслужб США и ФРГ. Федеральный прокурор Зигрид Хегманн и ее команда, по информации "Фокуса", запрашивали, кроме прочего, и немецкие спецслужбы о предоставлении доказательства секретных операций, направленных против канцлера. "Результат был нулевым. Мыльные пузыри, никаких фактов", - цитирует "Фокус" инсайдера в минюсте.
На прошедшей неделе в немецких СМИ появились сообщения о том, что американская сторона наотрез отказывается предоставлять необходимую информацию. Вашингтон не планировал сотрудничать с прокуратурой ФРГ и ранее.
Не удивительно поэтому, что именно полгода спустя после начала расследования генпрокуратура не продвинулась ни на йоту, "не найдя никаких серьезных доказательств шпионской прослушки телефона Меркель". Сама канцлер непосредственно после того, как стало известно о прослушке, ограничилась лишь безобидным замечанием "среди друзей шпионаж неприемлем", которое было расценено как верх возмущения. Речь шла о "серьезной потере доверия".
Несколько недель Германия коллективно возмущалась скандальным известием о том, что главный соратник и союзник по НАТО прослушивает телефон Ангелы Меркель да еще и явно содержит на крыше своего посольства в столице ФРГ недалеко от бундестага и администрации канцлера шпионскую установку. Однако украинский кризис заставил Вашингтон и Берлин сплотиться. С его началом шпионские страсти затихли, на "нет" были сведены и скандальные случаи разоблачения двух агентов США в минобороны и Федеральной службе по сбору информации (органе контрразведки).
Прекращение расследования по делу о прослушке свидетельствует, прежде всего, о том, что Германия никогда серьезно не озадачивалась этим вопросом. Более того, успокоив возмущенных депутатов бундестага, где, кстати, по следам разоблачений Эдварда Сноудена был основан специальный комитет по расследованию скандала, правительство ФРГ свело ущерб для "друзей" к минимуму. Кстати, не исключено, что и комитет бундестага прекратит свою работу, поскольку министерство юстиции ФРГ отказалось принять меры по обеспечению безопасного сопровождения в Германию главного свидетеля обвинения Сноудена.
"Мыльным пузырем" стало теперь и некогда такое серьезное возмущение. Доверие между двумя трансатлантическими партнерами, особенно после единодушных антироссийских санкций, которые Меркель послушно обсуждала с Обамой, очевидно полностью восстановлено. Кроме того, полным ходом идет подготовка подписания Соглашения о свободной торговле между Евросоюзом и США, против которого в Германии было и существует так много предубеждений. Однако и они рассеялись. Канцлер Ангела Меркель буквально на днях лично призвала форсировать его. Украинский кризис помог.