Новости

24.11.2014 16:59
Рубрика: Власть

Реакция Запада

Ядерные переговоры Ирана и стран "шестерки" закончились... переговорами
Переговоры между Ираном и "шестеркой", куда входят пять постоянных членов Совета безопасности ООН и Германия, всегда напоминали партию в шахматы, когда обе стороны в своем желании утвердить собственный вариант соглашения в итоге доводили ситуацию до ничьей - пата, после которого дальнейший диалог откладывался на месяцы, а иногда и на годы.

Причем на всех переговорах по иранской ядерной программе, когда их участники на условиях анонимности уже с торжеством объявляли о налиии практически готового договора, внезапно из-за кулис появлялась "третья сила". Представители Израиля и Саудовской Аравии, подобно незабвенному гроссмейстеру Остапу Бендеру, с легкостью завершали тщательно продуманные дипломатические комбинации "шестерки" банальной "китайской ничьей", сметая фигурки с доски. Иными словами, эти страны не мытьем, так катаньем находили способ, как убедить доверенных западных партнеров отказаться от подписания ранее утвержденных документов и предъявить Тегерану новый, очевидно неприемлемый для последнего список требований. После чего все участники дискуссии возвращались по домам и в дальнейшем переговоры начинались с чистого листа.

Нынешняя встреча министров иностранных дел "шестерки" с главой внешнеполитического ведомства Ирана не стала исключением.

Вопреки звучавшим ранее бравурным заявлениям американской стороны о "впечатляющем прогрессе по вопросам, которые первоначально казались неразрешимыми", сенсации в Вене, где проходили дискуссии, не произошло. Хотя о провале переговоров публично никто из участвовавших в них министров не говорил, похоже, что ситуация выглядит именно таким образом. Причем вопрос о том, кто персонально несет ответственность за то, что договориться не удалось, остался открытым.

МИД России устами заместителя министра иностранных дел Сергея Рябкова объяснил: "У делегаций были разные взгляды на проблему санкций. Последовательность и формат принятия решений, касающихся облегчения санкционного режима и бремени для Ирана, находятся среди главных ключевых вопросов". Проблема не нова, но до сих пор компромисса по ней найти не удавалось. Все заключается в формуле, когда - "утром" или "вечером" - должны быть стулья. Представители Запада настаивают: снятие санкций - процесс постепенный. Он начнется только после того, как Иран выполнит свою часть соглашения. Причем отказ от санкций произойдет не автоматически, а по итогам многочисленных инспекций и согласований. В Тегеране смотрят на вещи иначе и предлагают Западу снимать санкции автоматом, параллельно с реализацией соглашения. Но никак не постфактум.

Второе разногласие, которое сторонам не удалось преодолеть - прозрачность иранской ядерной программы и контроль за ее реализацией со стороны МАГАТЭ. Если отбросить многочисленные технические детали, то, как утверждают, в частности, французские СМИ, Тегеран не предоставил международному агентству по ядерной энергии ответы по "мирному атому". В свою очередь, Иран не спешит раскрывать МАГАТЭ свои ядерные досье, придерживая этот козырь в рукаве: ведь полноценное сотрудничество с этой организацией, по мнению иранских властей, станет составной частью более общего соглашения с Западом.

Блиц-визит в Вену министра иностранных дел Сергея Лаврова должен был не только повысить политический уровень диалога по соглашению, но также учесть в готовящемся документе российские интересы. Ранее Москва и Тегеран подписали ряд документов, расширяющих сотрудничество в области атомной энергетики. В частности, была открыта возможность для участия российских кампаний в строительстве в Иране восьми новых блоков АЭС. Мировые СМИ оценили возможную сделку между Тегераном и Москвой как крупнейшую на мировом атомном рынке. По мнению России, новое соглашение между "шестеркой" и Ираном должно учитывать заключенные между нашей страной и Тегераном договоренности по строительству АЭС и переработке урана.

Страны Запада не доверяют Ирану, а тот, в свою очередь, не доверяет Западу

В российском МИДе считают, что причиной очередного переноса сроков подписания договора "шестерки" с Тегераном стали, в первую очередь, не технические аспекты, которые давно и детально проработаны, а отсутствие политического решения.

Страны Запада не доверяют Ирану, а тот, в свою очередь, не доверяет Западу. В поиске компромисса, дипломаты традиционно закладывали в соглашение по иранской ядерной программе формулировки, которые каждая из сторон сможет впоследствии истолковать в свою пользу. А, значит, в ответ на уступки Ирана Евросоюз в будущем может с легкостью отказаться от снятия санкций, сославшись на какое-либо двусмысленное положение подписанного документа. Такой сценарий выглядит вполне вероятным с учетом беспрецедентного давления, которое в Вене оказывали на "шестерку" руководство Израиля и Саудовской Аравии. Эти два государства по различным мотивам объединяет общее опасение, что под видом "мирного атома" Тегеран развивает военные программы. Известно, что Тель-Авив охотно делится разведданными с доверенными западными партнерами в "шестерке", оказывая серьезное влияние на ход переговоров с Ираном.

Этот неисчезающий клубок взаимных интересов на фоне многолетнего кризиса доверия приводит к одному: соглашение по иранской ядерной программе постоянно откладывается. Теперь следующая встреча "шестерки" с Ираном пройдет, предположительно, в Омане в июле 2015 года, где попытаются согласовать то, что не удалось сделать в Вене. А мировые СМИ продолжают спорить, кому больше на руку эта отсрочка: Ирану, который, несмотря на санкции, продолжает практически бесконтрольно развивать свои атомные проекты, или Западу, не желающему принимать плохое соглашение, которое развяжет Тегерану руки в ядерной сфере. Но кому наверняка очередная отсрочка с подписанием соглашения с Ираном оказалась не на руку, так это президенту США Бараку Обаме: ему никак не удается продемонстрировать избирателям ни одного впечатляющего внешнеполитического успеха.

Власть Работа власти Внешняя политика В мире Ближний Восток Иран Правительство МИД Ядерная программа Ирана