Как напомнил коллегам-парламентариям и экспертам Нарышкин, пока отсутствует общая парламентская структура государств-союзников. Между тем в договоре о ЕАЭС, который в полную силу заработает с Нового года, есть пункт о гармонизации и унификации законодательств. "Мы должны быть готовы к тому, что основная нагрузка по их сближению сейчас ляжет на национальные парламенты", - подчеркнул спикер Госдумы, добавив, что для этого предстоит активная совместная работа.
В первую очередь, Нарышкин предлагает наладить обязательную экспертизу национальных законопроектов на их соответствие подписанному 10 октября нынешнего года договору. Для этого предстоит внести коррективы в регламенты национальных парламентов.
Такой экспертизе будут подвергаться многие нормативные акты - особенно, имеющие значение для сотрудничества стран. Так, предстоит создать общий рынок товаров, а для этого - создать Таможенный кодекс ЕАЭС, который придет на смену аналогичному документу Таможенного союза. В ближайшее время предстоит минимизировать отсылки к национальным законодательствам.
Кроме того, Сергей Нарышкин считает важным проводить совместные заседания профильных парламентских комитетов, а также предметные "круглые столы" и иные встречи с участием депутатов, экспертов и предпринимателей. Парламентская работа будет важной и для оформления других параметров интеграции. Для создания общего рынка услуг предстоит организовать взаимное признание странами-участниц национальных лицензий, по которым работают бизнесмены стран. Не менее важный момент - страховое и медицинское обеспечение рабочей силы на всей территории союза.
Спикер Госдумы, а также его коллеги из казахстанского парламента не сомневались, что формирующееся объединение будет важным мировым геополитическим игроком. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил создать его еще в 1994 году, однако теперь ЕАЭС стал еще более востребованным. В условиях "возрастающей нестабильности и приближения зон хаоса к наших границам" появляется новый "центр силы", уверен Сергей Нарышкин. "Те, кто по недопониманию и глупости видят в нем угрозу, еще раз доказывают, что ЕАЭС воспринимается в мире как новый серьезный геополитический игрок". Союз соединит Западную Европу с Азиатско-Тихоокеанским регионом - такова, по его мнению, глобальная задача.
Многие лидеры уже поняли, что с таким объединением лучше наладить дружеские отношения. Около 40 стран готовы тесно сотрудничать с ЕАЭС, сказал спикер Госдумы. Однако среди них нет Украины, сожалеет он. "Некоторые партнеры по Содружеству - во многом под внешним давлением - отказываются от равноправного участия", - напомнил он. Сделанный выбор в пользу Евросоюза хоть и суверенное право страны, но не учитывает интересов всех слоев населения, сказал Нарышкин. К тому же, идет вразрез с интересами "стратегического партнера", добавил он, имея в виду Россию.
Последствия такого выбора очевидны. "Прошел год. В стране глубочайший кризис, гражданская война с десятками тысяч жертв, экономика находится в состоянии краха, полное олигархическое правление, и Евросоюз обсуждает меры по ужесточению режима передвижение граждан Украины в странах ЕС. Вот итог", - сказал спикер Госдумы. Он задался вопросом, "стоило ли убивать и калечить десятки людей, подводить экономику под полный крах" ради такого результата.
И Нарышкин, и его коллеги говорили о том, что целью союза не является изоляция. И сотрудничать с ЕС новое объединение, безусловно будет, несмотря на трения (здесь спикер Госдумы припомнил Евросоюзу давление на Сербию в целях ее присоединения к санкциям против РФ). "Мы создавали союз не для того, чтобы отгораживаться от мира, - сказал со своей стороны глава Мажилиса (нижней палаты) парламента Казахстана Кабибулла Джакупов. - Надеемся, что проблемы между Россией и Западом будут решены взаимоприемлемым образом".