Честно говоря, я думал, что нынче у нас шутов среди актеров юмористического жанра почти и нет. Все как-то больше затейники-щекотчики, - те, которые придумывают разные как бы смешные затеи, и - ну, щекотать зрителя!
У шута смех - это форма. Шут говорит о важном, - смешно. У затейников-щекотчиков смех - это содержание: пощекотать, чтобы посмеялись.
Но вот я был удостоен чести стать членом жюри нового шоу "Это смешно". Желающие смогли его увидеть прошедшей субботой на телеканале "Россия". "Жюрил" я вместе с замечательными людьми: Аллой Суриковой, Дарьей Сагаловой, Николаем Валуевым и Виктором Раковым (на паре программ его заменял коллега по "Ленкому" Сергей Степанченко). Публично не постесняюсь: дамы и господа, спасибо за общение и чудесную работу. Если вдруг позовут в разведку, обязательно попрошу вас пойти вместе со мной: с людьми, рядом с которыми судил юмористическое шоу, - в разведку пойти ерунда.
И вот сижу я, скептик, и смотрю. И понимаю, что чего-то не понимаю. Что, не смешно? Смешно. И это само по себе удивительно. Но чем дальше идет шоу, тем очевидней становится: это не юмор щекотчиков, это юмор шутов.
Что, все номера смешные и талантливые? Нет, конечно. Но если в начале соревнований я был уверен, что высший балл я не поставлю никому, то, чем дальше двигалось шоу, тем чаще я ставил десять баллов.
Возможно, внимательный читатель "Российской газеты" на этом месте запнулся: что за соревнование такое? Про шоу вроде говорили?
Объясняю. "Это смешно" - и шоу, и соревнование одновременно. По сути, это - чемпионат страны среди профессиональных юмористов. Азартное соревнование, победитель которого получит огромный приз: собственное шоу на телеканале "Россия".
Десять актеров - от бывших кавээнщиков до "Новых русских бабок", от совсем молодого Александра Волохова до опытного Игоря Христенко. Десять жанров - от эстрадного монолога до пародии, от клоунады до импровизации. Десять эфиров. Пять судей, каждый из которых может дать участникам 10 баллов. Пятьдесят судей-зрителей, которые могут сказать номеру: "да" или "нет". Таким образом, сто баллов - максимальная сумма, которую может завоевать каждый номер.
Все понятно. Все предельно ясно. И от этого рождается азарт.
Это все желающие смогут увидеть на экране. А теперь о том, чего зритель не увидит, но что вам, надеюсь, будет интересно знать.
Над шоу работало более двухсот человек. Коллектив из тридцати авторов сочинял для актеров и вместе с ними номера. Над каждым из ста номеров трудился режиссер-постановщик. У каждого номера собственное, почти всегда яркое оформление...
И еще - увы! - вы не увидите, как поразительно остроумно, не уставая, шутили в перерывах, во время установки декораций ведущие Борис Смолкин и Дмитрий Губерниев. Знаменитый спортивный комментатор оказался невероятно остроумным шоуменом. Как, впрочем, и его не менее знаменитый коллега-актер.
Продюсеры Евгений Донских и Василий Береза каким-то, не до конца для меня ясным образом, подняли всю эту махину. Главное слово, которым я могу охарактеризовать атмосферу этих, очень тяжелых съемок - "доброжелательность". И в жизни и на телевидении так бывает, конечно. Но, согласимся, не сказать, чтобы часто.
Я, знаете, чего боюсь, дорогие читатели "Российской газеты"? Что вы мне не поверите. Что, наученные нашим - увы, весьма циничным - временем, решите, что я специально своим друзьям делаю рекламу.
Однако, кроме членов жюри, я никого из тех, кто делал программу не знал. И то, что после съемок я ничего, кроме благодарности, к ним не испытываю - это абсолютно искренне. Конечно, быть членом жюри - занятие и трудное и ответственное. Но сколько оно дарит удовольствия!
Потому что в этой атмосфере доброжелательности меня ждало десять человеческих открытий. Я открывал шутов. И оказалось, что это очень интересное занятие!
Признаюсь, до программы наша юмористическая эстрада казалась мне, во многом, на одно лицо, которое бесконечно мелькало, когда я проходил мимо телевизора.
Выяснялось, что они все разные. И все по-своему талантливы.
На этой программе впервые "Новые русские бабки" сняли свои платки, и оказалось, что под ними скрывались невероятно музыкальные, профессиональные и умные артисты. В десяти номерах "Новые русские бабки" были разные! Непохожие в первую очередь на самих себя.
Игорь Христенко, думаю, на сегодня наш лучший эстрадный пародист. Он не играет в других людей, он в них перевоплощается, он ими становится.
А какими трогательными, оказывается, могут быть Сергей Писаренко и Евгений Никишин! А какой глубокий и интересный артист вечный забавник Александр Морозов! А какая все время разная Светлана Пермякова, лирический и смешной Евгений Сморигин! И Михаил Башкатов, и Наталья Коростелева, и Ашот Кещян, и Александр Волохов раскроются перед вами неожиданно, поверьте мне.
Конечно, не все номера ровные, - это понятно. Но у каждого был такой выход, в котором артист раскрывался, как настоящий шут, в самом высоком смысле этого чудесного слова.
Шоу-соревнование "Это смешно" - это совершенно новый, и потому неожиданный взгляд на российский юмор. Не верите? Посмотрите!