"ЖКХ - это мощнейший сегмент российской экономики, очень лакомый для инвестиций. Годовой оборот хозяйства составляет 4 трлн руб.", - сообщил Андрей Чибис. Сейчас в этой сфере сформировано довольно комфортное для бизнеса законодательство, а долгосрочные тарифы гарантируют инвесторам стабильность. По словам замминистра, наиболее приемлемой формой ГЧП в ЖКХ является концессионное соглашение. Причем для обоих партнеров. Государство в любом случае остается владельцем коммунальной инфраструктуры (то есть выкупить за копейки теплотрассу или водопровод у обанкротившегося муниципального унитарного предприятия предпринимателю не удастся), которую бизнес модернизирует, согласно концессии, за счет своих средств. Бизнес же, даже в случае досрочного расторжения соглашения из-за невыполнения им условий соглашения (таких прецедентов пока не было), в любом случае получает назад все вложенные в проект средства. Также государство возмещает бизнесу недополученные доходы в случае изменения долгосрочных тарифов или других регулятивных мер.
Здесь, правда, возникает вопрос: а в чем интерес бизнеса к модернизации коммунальных сетей, если их нельзя приватизировать хотя бы после окончания срока соглашения? "Такое правило заложено в концессии, - пояснил "РГБ" начальник управления по взаимодействию с органами власти и нормотворчеству "Росводоканала" Михаил Малюга, - прибыль же бизнеса заложена в тарифе. А интерес предпринимателей - в сокращении издержек при эксплуатации обновленных сетей".
По словам Андрея Чибиса, в ближайшие 3-5 лет отрасль ЖКХ имеет все шансы продемонстрировать кратный рост, на что в современных условиях не будет способна ни одна другая. Важная из причин - передача в концессию всех неэффективно работающих МУПов в течение этого и следующего года согласно поручению президента, данного им после майского заседания Госсовета по этой проблеме. При этом долги МУПов инвестору не перейдут.
Собственно, рост уже очевиден. Как сообщил председатель правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев, по предварительным оценкам, число заключенных концессионных соглашений в ЖКХ в 2014 году превысило прошлогодний показатель в 5 раз. Только в сегменте водоснабжения и водоотведения их 30, в производстве и передаче тепла - 50. Отрадно, что в последние полгода наконец-то зашевелились и регионы, поняв, что ЖКХ - это настоящий Клондайк, при правильном подходе, разумеется.
Впрочем, глава группы проектного финансирования и инфраструктуры ЕY Александр Ерофеев предостерег собравшихся от эйфории и головокружения от успехов: "То, что дальше будет легче, - это иллюзия. Растет стоимость кредитов, и банки стали менее охотно их выдавать".
У бизнеса, впрочем, есть претензии к сложившейся практике. Так, Михаил Малюга обозначил препоны на пути привлечения в отрасль частных инвестиций: как раз запрет на приватизацию коммунальных сетей и то, что бизнес может взять в аренду только объекты не старше 5 лет. "У бизнеса должен быть выбор, - считает Малюга, - а его загоняют в рамки одной концессии". Среди рисков концессионных конкурсов он обозначил запрет на предъявление требований к опыту и квалификации его участников, а также отсутствие требования минимальной разумной цены для поступающих предложений.
"Введение квалификационных требований, - парировал Андрей Чибис, - может оградить рынок от новых игроков. У всех участников есть банковская гарантия, а банки ее кому ни попадя не дадут". К опыту, добавил Чибис, тоже не будет требований. Можно и 20 лет работать на этом рынке, и действовать неэффективно. А можно только сегодня прийти и совершить революцию в хорошем смысле этого слова.
Александр Ерофеев был солидарен с коллегой из "Росводоканала": "Там, где ценовой критерий главное и нет квалификационного отбора, будет заложена мина замедленного действия. Поскольку именно это и отсекает от рынка серьезных "белых" игроков, не имеющих возможности снизить цену ниже определенного уровня".
Андрей Чибис, в свою очередь, сообщил, что эксперты будут думать, какой фильтр, кроме финансового, можно создать для участников концессионных торгов, чтобы отсечь недобросовестных игроков, с одной стороны, и не душить конкуренцию на этом рынке - с другой.