Какие законопроекты заслуживают внимания?
Роман Терехин: Одним из таких законопроектов является проект N 605370-6 о совершенствовании налогового администрирования (уже принят Госдумой в трех чтениях и одобрен Советом Федерации. - "РГБ"). Он предусматривает, в частности, увеличение ставки НДФЛ по дивидендам с ныне действующих 9% до 13%. Эта поправка обосновывается устойчивым ростом доходов, которые получают граждане от долевого участия в деятельности компаний, что, по подсчетам ФНС, достигло к 2013 году 56,9 млрд руб. И если уровень таких доходов сохранится, то бюджет получит дополнительно 30-40 млрд руб. Однако нет уверенности в том, что после принятия поправок владельцы компаний не откажутся от получения дивидендов и не направят прибыль на увеличение активов компании. Кроме того, необходимо учесть, что выплата дивидендов производится из чистой прибыли, то есть уже обложенной налогом на доходы предприятий, и вряд ли справедливо облагать их еще раз как доходы физических лиц по полной ставке. Кроме этого, в том же проекте устанавливаются ставки по акцизам и НДПИ на перспективу 2015-2016 гг. По табачным изделиям ставки планируется поднимать опережающими темпами, а вот по алкоголю пока решено оставить акцизы на уровне текущего года. Все прочие акцизы будут проиндексированы исходя из прогноза инфляции в размере 4,5%. Весьма вероятно, что реальный индекс инфляции в предстоящие годы будет выше, а потому ставки акцизов могут вырасти позднее.
По нефтепродуктам предложен механизм "налогового маневра" - ставки НДПИ будут расти с одновременным постепенным понижением ставок акцизов и увеличением вычетов акцизов по товарам этой категории. При этом будут готовиться расчеты стимулирующих понижающих коэффициентов к ставке налога и экспортной пошлине по нефти. Этот механизм, по замыслу законодателей, должен помочь развитию нефтеперерабатывающей отрасли.
Также заслуживает внимания законопроект N 599584-6 (принят Госдумой в первом чтении. - "РГБ"), предложенный членами верхней палаты парламента во исполнение Послания президента РФ Федеральному Собранию в 2014 году, а также положений Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года, ратифицированной РФ в 2004 году. В законопроекте формулируется норма об уголовной ответственности юридических лиц за уклонение от уплаты налогов в виде конфискации имущества, используемого для совершения преступления. Очевидно, что таким имуществом могут оказаться практически любые активы предприятия - ведь все они участвуют в создании доходов, которые могли оказаться сокрытыми от налогообложения.
А в проекте N 599495-6 (принят Госдумой в первом чтении. - "РГБ") те же законодатели предложили строго наказать тех, кто выводит капиталы за границу. Всем российским организациям, зарегистрированным в офшорных юрисдикциях, должно быть отказано в предоставлении мер господдержки (например, в получении кредитов Внешэкономбанка), а также им будет закрыт доступ к исполнению контрактов с госучастием. Чтобы выявить такие особенности российских компаний, в закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вносится новая обязанность - представлять сведения о контролирующих лицах учредителей резидентов РФ. Вполне вероятно, что такие же сведения рано или поздно потребуют представлять не только от вновь создаваемых организаций, но и от тех, кто уже много лет работает.
Есть ли благоприятные для бизнеса инициативы?
Роман Терехин: Да, есть и несколько благоприятных для бизнеса проектов. Так, законопроектом N 618603-6 правительство намерено упростить порядок получения вычетов НДС. Бизнес получит возможность заявлять НДС по счетам-фактурам, представленным после окончания налогового периода. Сейчас, если товар был оплачен и получен в последние дни сентября, а документы на отгрузку были представлены в начале октября, то вычет в декларации за сентябрь не учитывался. В будущем это намерены упростить и заодно добавить плательщикам еще 5 дней на подачу декларации и уплату налога.
Не менее важный законопроект N 613254-6 направлен на защиту интересов компаний, вынужденных постоянно проверять своих контрагентов. Предлагается ограничить права граждан на создание юридических лиц. Это касается тех, кто был замечен в создании фиктивных организаций или участвовал в компаниях, нарушавших российское законодательство. Отстранение таких лиц на определенный срок от регистрации новых компаний может существенно защитить бизнес от мошенничества и злоупотреблений процедурами ликвидации со стороны компаний-должников.
Не рассматриваемый пока Госдумой, но уже широко обсуждаемый законопроект, разработанный экспертами проекта "Общественная Дума", предлагает размещать в ЕГРЮЛ и ЕГРИП данные о репутации предпринимателей (неисполнение обязательств, мошенничество и т.д. в случае доказанности судом). В случае принятия законопроекта бизнесмены получат возможность беспрепятственно проверить своих контрагентов. Это поможет избежать работы с сомнительными и недобросовестными участниками рынка. Сейчас такая возможность практически отсутствует, поэтому повторные факты мошенничества столь распространены. Самое главное - данные изменения станут официальным инструментом для добропорядочных предпринимателей.