24.11.2014 21:30
    Поделиться

    ОНФ показал реальные возможности общественного контроля

    Недавно завершившийся второй "Форум действий" Общероссийского народного фронта (ОНФ) во многом следовал образцу, который был задан его предшественником. В обоих случаях его отличал представительный характер и многочисленные участники - более тысячи человек: региональный актив "фронта", доверенные лица президента РФ, представители экспертного сообщества и члены правительства.

    Как и в прошлый раз, форум начался с работы пяти тематических групп, а одной из центральных тем стало обсуждение мониторинга реализации "майских указов" президента. Знакомым был и порядок проведения пленарного заседания с активным участием Владимира Путина: выступление президента, отчет руководителей групп, прямое общение президента с аудиторией по конкретным вопросам. Как и прежде, результаты выполнения указов и распоряжений президента обсуждались в присутствии самих "исполнителей", членов правительства.

    Но были и принципиальные отличия. Индивидуальное лицо второго форума определялось прежде всего появлением новых задач, связанных с изменением ситуации в российской экономике и геополитическом положении России. Наряду с мониторингом "майских указов" важное место в работе второго форума заняла выработка конкретных предложений по развитию российской экономики в условиях западных санкций. Изменилась и тематика дискуссионных площадок: наряду с традиционной для ОНФ проблематикой ("Качество повседневной жизни", "Социальная справедливость", "Общество и власть: прямой диалог") появилась новая ("Импортозамещение и технологическая модернизация", "Аграрный сектор: аккуратные санкции и возможности роста"). На этом фоне востребованным было и участие в работе форума представителей организованного делового сообщества, "большой четверки" бизнес-ассоциаций в лице Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палаты (ТПП), "ОПОРЫ России" и "Деловой России".

    Изменилось и поведение участников. Психологическая атмосфера первого форума сохраняла определенный отпечаток "прямой линии" (повышенная эмоциональность выступлений, обсуждение наряду с общегосударственными сугубо частных вопросов, выражение поддержки первому лицу государства). На втором форуме настроение было иным. Создается впечатление, что участники окончательно вошли в рабочий ритм и освоились в роли помощников президента в выработке практических решений наиболее актуальных и острых общегосударственных проблем.

    На наших глазах вырисовываются контуры нового механизма формирования государственной политики

    Работа форума показала, что ОНФ справляется с взятой на себя год назад функцией контроля над реализацией "майских указов" президента. Формат общественного контроля, использованный "фронтовиками", отличается повышенной требовательностью: в отличие от формальной отчетности, он опирается на критерий "качества исполнения" и ориентирован на оценку конечных результатов. В сборе первичной информации, включая выезды на места, принимало участие более 10 тыс. "народных экспертов". Применение этого подхода позволило выявить позитивную динамику на трех направлениях: использование механизма получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, улучшение инвестиционного климата, выдача ипотечных кредитов. В то же время по результатам своего мониторинга ОНФ рекомендовал не снимать с контроля 80% докладов правительства об исполнении поручений президента.

    Подключение "фронтовиков" позволяет определить проблемные зоны, где административные механизмы часто дают сбои. В числе эффективных проектов общественного контроля следует признать госзакупки. Владимир Путин отдельно отметил успехи ОНФ в этой "резонансной" области и призвал "фронтовиков" продолжить деятельность по общественному контролю над выполнением "майских указов". На пленарном заседании предметом широкого обсуждения на пленарном заседании стал также круг вопросов, связанных с развитием российской экономики в условиях западных санкций: курс рубля, госконтракты, ценообразование, конкретные предложения участников по поддержке импортозамещения и технологической модернизации. Президент особо напомнил участникам, что речь идет не о "механическом" импортозамещении, а о производстве конкурентоспособной продукции, сопоставимой с импортной по параметрам цены и качества.

    На следующий день после окончания форума Владимир Путин провел совещание с правительством и поручил ему учесть наказы "фронтовиков". В частности, президент призвал кабинет министров вместе с Центробанком работать над снижением ставок по кредитам и сдерживать инфляцию. Государство не отступит от своих социальных обязательств, устойчивая ситуация с федеральным бюджетом позволяет справиться с решением этой задачи. Путин сообщил, что будут подготовлены конкретные поручения правительству по реализации предложений, сформулированных на форуме ОНФ. Речь шла об электронных торгах при реализации госимущества, контроле за ремонтом домов, участии малого и среднего бизнеса в госзакупках и ряде других вопросов.

    Справиться с решением задач по импортозамещению может помочь планируемое увеличение финансирования агропромышленного комплекса (на 20 млрд рублей). Владимир Путин подверг критике минстрой за медленные темпы снижения административных барьеров в этой сфере и предложил привлечь полпредов и прокурорских работников для исправления ситуации в отстающих регионах. Итоги работы форума и совещания президента с правительством свидетельствуют о том, что общественный контроль становится новой политической реальностью.

    Но возможности ОНФ не ограничиваются общественным контролем. Существует определенный круг задач, которые в принципе не могут быть решены усилиями одного правительства, без привлечения компетенции непосредственных участников, действующих в экономике и социальной сфере. Это касается "настройки" текущей деятельности правительства по конкретным направлениям, а также выработки приоритетов и планов развития соответствующих секторов. Об этом, в частности, зашла речь при обсуждении "дорожной карты" развития АПК.

    По словам Владимира Путина, "нужно, чтобы участники рынка, объединенные в соответствующие структуры, сами бы проводили анализ развития российского рынка и сами бы предлагали, в том числе и министерству сельского хозяйства, правительству в целом, какую-то программу различных форм поддержки именно на тех направлениях, которые являются для нас наиболее интересными с точки зрения конкурентоспособности". В этом же ключе президент прокомментировал и пожелания участников о необходимости разработки единого документа о ценообразовании в ОПК (минэкономразвития пока не справляется с решением этой задачи).

    Совместная работа правительства и общественных сил, объединенных в ОНФ, требует более плотного и предметного взаимодействия. В этой связи Путин предложил включить в формат встреч с ОНФ мероприятия по конкретным темам, на которые можно было бы приглашать профильных министров.

    К настоящему времени становится рельефной и третья функция ОНФ (помимо общественного контроля и участия в проектировании государственной политики). Речь идет о выявлении общественных предпочтений. Путин напомнил участникам форума, что "майские указы" в значительной степени были подготовлены на основе предложений, сформулированных ОНФ. "Это наши указы", подчеркнул президент. Путин сообщил также, что он специально просил организаторов второго форума провести его таким образом, чтобы иметь возможность учесть предложения участников при подготовке Послания 2014 года.

    На наших глазах вырисовываются контуры нового механизма формирования государственной политики. Основные звенья "цепочки": тематические форумы ОНФ (октябрь 2014 г. по проблемам образования, запланированный на первую половину 2015 г. - по здравоохранению) и тематические площадки форумов действия 2013 и 2014 гг. - участие президента РФ в работе этих форумов - поручения правительству - Послание Федеральному Собранию (2013 г. и готовящееся 2014 г.) - новые поручения правительству.

    Каждый раз на стадии реализации предложений общественников, получивших одобрение президента, подключается мониторинговое сопровождение ОНФ. Ожидается, что механизм превращения общественных предпочтений в государственные приоритеты в ближайшем будущем будет дополнен новыми звеньями, предусматривающими более тесное взаимодействие "фронтовиков" с конкретными министерствами и ведомствами. Институционализованные формы гражданской активности начинают занимать важное место в критических фазах государственной политики при формировании и при имплементации.

    До недавнего времени общественный контроль в лице ОНФ иногда ассоциировался с воспоминаниями о прошлом. "Народный контроль" советского образца был хорошей идеей, которая так и не нашла адекватного политического воплощения. В отличие от этого опыт ОНФ свидетельствует о реальности демократической практики широких консультаций, востребованный обществом и государством. Повседневная работа этого механизма - необходимый атрибут современной политической системы, который иногда называют "мониторинговой демократией". Общественный контроль, воплощенный в деятельности ОНФ, вместе с различными формами совместной работы активистов-общественников и органов власти - гарантия, что общественные предпочтения, выявленные в ходе широких консультаций между государством и обществом, превратятся в составную часть политического курса российского государства.

    Поделиться