Заместитель министра науки и образования Александр Климов назвал три самых важных задачи для системы профессионального образования.
- Предстоит разработать целый спектр примерных образовательных программ. Вторая важная тема - все, что связано с движением WorldSkills. У нас сейчас практически все включились в него. Ну и третья задача - расширение масштабов программ дополнительного профессионального образования, - подчеркнул замминистра.
С приветственным словом выступила руководитель проектов Европейского фонда образования Франка Крестани. Она подчеркнула, что проблемы с профобразованием есть во многих странах: "И европейских, в том числе. Оно не является приоритетным для родителей и студентов. Одна из наших задач в этой связи - увеличение его привлекательности".
На сегодняшний день в России профессии рабочих, техников, квалифицированных служащих получают около 2, 8 миллиона человек. В 2014 году для выпускников было открыто 440 тысяч мест на программах среднего профессионального образования в техникумах, колледжах и вузах. Но потребности экономики гораздо выше. Причем, производству нужны особые кадры. Теперь требуется не просто токарь, слесарь или фрезеровщик, теперь нужен высококвалифицированный рабочий, который знает производство, умеет прочитать чертеж, сделать деталь и при этом отлично понимает роль этой детали в приборе или механизме. Да только где таких найдешь? Нынешняя система профтехобразования давно отстала от требований предприятий и, вдобавок, часто выполняет социальную функцию - туда идут ученики, которые не могут учиться в школе. Агентство стратегических инициатив подготовило свои предложения, взяв в качестве примера дуальную систему профобразования в Германии. И в 10 российских регионах уже идет эксперимент.
- У нас нет задачи скопировать модель Германии, мы хотим взять лучшее в мире, - подчеркнула директор департамента Агентства стратегических инициатив (АСИ) Екатерина Лошкарева. - Отобрано 10 регионов, но ожидается, что их будет 85.
АСИ предлагает стимулировать предприятия, которые готовы рублем участвовать в подготовке рабочих кадров. Пока что таких в России 67. Формы поддержки могут быть самыми разными - от предоставления места на предприятии для оплаченной практики до поставок нового оборудования. Беда в том, что руководители колледжей иной раз не знают о новинках или у них банально нет денег на закупку новых лабораторий и классов. К примеру, лаборатория гидропневмоавтоматики, которая будет очень полезна для подготовки механиков, наладчиков стоит 8 миллионов рублей.
- Дорого для вас? - спрашиваю преподавателя Курганского государственного колледжа Юлии Щекиной.
- Нет, хотя у нас самих больше 1 - 1,5 миллиона рублей нет. Но можно участвовать в разных проектах и получить для этого деньги, - говорит Юлия Щекина.
Еще одно направление работы, которое может помочь привлечь выпускников к рабочим профессиям, - участие в олимпиадах и чемпионатах, таких как WorldSkills. Это своеобразный турнир рабочих профессий, который проводится с 1950 года. В нем участвуют более 60 стран. В 2013 году в Тольятти состоялся первый российский турнир WorldSkills.
Строительные технологии
Производственные и инженерные технологии
Фрезеровщик на станках с числовым программным управлением, токарь на станках с ЧПУ, изготовление конструкций из металла, электроника, автоматизированные системы контроля и управления в производстве, производственная сборка изделий, графический CAD (средства автоматизированного проектирования - ред.) дизайн, мехатроника, мобильная робототехника, изготовление изделий из пластика, полимеханика/автоматизация, создание прототипов, технология обработки листового металла, сварка
Специалисты в сфере услуг