25.11.2014 11:59
    Поделиться

    Эксперты: Знания студентов устраивают бизнес на 15 процентов

    Как найти ту золотую середину, когда и бизнес доволен квалификацией приходящих в компании вузовских выпускников, и университеты не страшит упрек в неэффективности, а главное - регионы их "прописки" благодаря ценному кадровому капиталу активно развиваются?

    Ответ на этот наболевший вопрос искали участники ярославского международного форума "Инновации. Бизнес. Образование". Несмотря на различие позиций, представители бизнеса и вузов сошлись в том, что кадры по-прежнему решают все. В том числе и в деле их подготовки.

    Неудачные кадры

    - Мы живем в эпоху хаоса, а с ней гораздо лучше управляется бизнес, чем образование, - уверена директор ярославской региональной хедхантер-сети (своего рода биржи труда в Интернете) Ольга Кочкина. - Изменения в жизни людей сейчас происходят с большой скоростью, и мы не можем предугадать, что случится завтра. Бизнес вынужден подстраиваться к этим условиям, иначе он умирает. Образование же продолжает использовать модели, которые выработало когда-то давно. Конечно, что-то добавляя, модернизируя, но не меняясь в своей основе.

    По мнению специалиста по подбору трудовых ресурсов для всех секторов экономики, еще пять лет назад работодатели искали таланты и тех, кто обладает уникальными знаниями и умениями. А сейчас они говорят, что им нужен "пустой кувшин", который они сами наполнят необходимыми компетенциями. Потому что, со слов работодателей, профессиональные знания выпускников вузов устраивают их примерно на 15 процентов.

    - Кадры - это проблема номер один, - продолжил тему известный и успешный ярославский бизнесмен Евгений Мухин. - Квалифицированных, грамотных, компетентных специалистов просто нет. Одна моя знакомая всю жизнь преподавала историю, а недавно встречаю ее - говорит, в университете читает лекции по менеджменту. Она уже в возрасте. Как она может кого-то учить менеджменту, что она понимает в бизнес-процессе? Педвузы начинают готовить бухгалтеров, туроператоров, журналистов. У нас сейчас у всех высшее образование, а специалистов нет. Даже выпускники с красным дипломом - весьма среднего уровня.

    Биатлон эффективности

    Дискуссию о том, какой же современному бизнесу требуется молодой специалист, продолжил ректор Костромского госуниверситета имени Некрасова Александр Наумов.

    - Нас упрекнули в том, что мы используем технологии, которым десятилетия. Это чистое вранье: мы используем те технологии, которым столетия, - откровенно заявил он. - Потому что не придумали еще, как стать успешным государственным деятелем, предпринимателем или просто хорошим рабочим, например, надев наушники и за ночь прослушав какую-то лекцию. Не бывает такого - наша система в таком режиме не работает. Бизнес требует нужных специалистов "здесь и сейчас" и недоволен существующей ситуацией. Но при этом он не спешит прийти в университетские аудитории и начать готовить себе людей, обеспечивать непрерывную практику для студентов и создавать для нее необходимые условия. Бизнес говорит: нет, вы учите, кого хотите, и дайте нам "кувшинчик", а мы попробуем туда сами потом что-нибудь налить…

    Работодатели говорят, что им нужен "пустой кувшин", который они сами наполнят необходимыми компетенциями

    К счастью, вузы этот "кувшин" пока в состоянии наполнять и сами, и во многих случаях вполне успешно. Другой вопрос, что делать это приходится часто в условиях недостаточного финансирования, а в последнее время - "под прицелом" мониторинга эффективности вузов, который, по мнению многих специалистов, отнюдь не отражает реального положения дел.

    - В России есть вузы, которые нужно закрыть. Но, к сожалению, при тех критериях оценки, что у нас применяются, вместо больных зубов можно вырвать здоровые, - считает первый зампредседателя комитета по образованию Госдумы Олег Смолин. - Когда вклад в науку измеряется не в патентах и изобретениях, а в рублях, то, естественно, в числе неэффективных могут оказаться вузы, которые многое открыли, но за маленькие деньги…

    Ректор Ярославского госуниверситета имени Демидова Александр Русаков назвал вузовский мониторинг "биатлоном эффективности", поскольку, если и дальше использовать спортивную терминологию, более тысячи вузов и филиалов "выбили" менее четырех показателей эффективности. Это, по мнению ректора, говорит о "сбое во всей системе".

    Мимо рейтингов

    Сегодня в России только 10 вузов имеют статус федеральных и 29 - национально-исследовательских. Одиннадцать из них находятся в Москве, четыре - в Санкт-Петербурге, три - в Казани, два - в Томске. Особое положение у двух столичных университетов - МГУ и СПбГУ. И более половины российских регионов не имеют ни одного статусного вуза. По словам профессора Санкт-Петербургского госуниверситета Владимира Халина, исследования показали, что разница в части госбюджетного финансирования высшей школы на одного студента в зависимости от региона и вуза составляет примерно семь раз, на платной основе - 15.

    При этом, например, в Топ-500 Шанхайского рейтинга лучших университетов мира входят только два российских университета - МГУ и СПбГУ - и 44 китайских. Для сравнения: в 2003 году в списке числились те же два вуза из нашей страны и только 12 из Поднебесной.

    Как же повысить конкурентоспособность учебных заведений, чтобы какие-то из них могли выйти на мировой уровень, а какие-то - хотя бы избавились от упреков в неспособности готовить кадры требуемой квалификации? Автор книги "Создание университетов мирового уровня" Джамил Салми, которого цитировали на форуме, назвал три составляющих успеха: концентрация в вузе талантов - как преподавателей, так и студентов, благоприятная система управления и обильное финансирование из разных источников.

    - Самый важный фактор, на мой взгляд, - благоприятная система управления, - уверен Владимир Халин. - То есть система, когда создаются все условия для развития талантов преподавателей, исследователей, студентов.

    О том, насколько недооценен этот фактор, говорит даже простое сравнение доходов вузовских преподавателей (хотя понятие "благоприятная система управления" включает в себя гораздо больше пунктов). Средняя месячная зарплата профессорско-преподавательского состава первого уровня в госуниверситетах Великобритании в 2010 году составляла 8369 долларов, Италии - 9118, США - 7358, ЮАР - 9330, а в России - 910… По словам Владимира Халина, сегодняшний оклад профессора Санкт-Петербургского университета - 40 тысяч рублей.

    - Ну, а самая большая проблема в том, что все постперестроечные годы у образования, в том числе высшего, нет национальной стратегии развития. Это еще раз показывает, что вопросы управления являются ключевыми, - заключил представитель СПбГУ.

    Поделиться