25.11.2014 08:39
    Поделиться

    Янтарный край может стать мировым лидером в добыче минерального сырья

    Янтарный край может стать мировым лидером по добыче минерального сырья
    В Калининградской области идут подготовительные работы к строительству горно-обогатительного комбината по разработке Нивенского месторождения калийных солей. Разведанные запасы рудника позволяют сделать прогноз, что фабрика с выходом на проектную мощность станет мировым лидером по добыче и производству сульфата калия. Реализацией масштабного проекта, инвестиции в который составят не менее 30 миллиардов рублей, занимается компания "Стриктум" с 100-процентным голландским капиталом. Насколько экологически безопасно и экономически выгодно региону такое предприятие, рассказал его генеральный директор Павел Яковлев.

    Павел Александрович, хотя "Стриктум" является резидентом калининградской особой экономической зоны, сообщение о начале работ над проектом для широкой общественности явилось неожиданностью. Почему так произошло?

    Павел Яковлев: Инициатива по созданию лицензионного участка Нивенского месторождения в Калининградской области принадлежала местному территориальному органу Роснедра. Проектом в России заинтересовалось дочернее предприятие VYREX B.V. частного голландского фонда, которое учредило в 2010 году "Стриктум". До 2012 года, перед тем как перейти в эту компанию, я работал в "Еврохиме" заместителем гендиректора по закупкам и логистике. После окончания контракта с "Еврохимом" меня привлекли в этот проект сначала в качестве консультанта по подготовке конкурсной документации на приобретение лицензии на разработку Нивенского месторождения, а после победы на конкурсе предложили возглавить предприятие. Информация об этом проекте была размещена в местных СМИ, в поселке Нивенское совместно с органами местного самоуправления организованы общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду, к ознакомлению с материалами были привлечены советник губернатора Юрий Цыбин, региональная организация "Зеленый фронт" и известный в области эколог Феликс Алексеев. Мы открыты для сотрудничества, готовы информировать жителей области обо всех своих шагах, публично разъяснять возникающие у экспертов сомнения в экологической безопасности проекта.

    Насколько обоснованны экологические риски, связанные с добычей минерального сырья на глубине 1 200 метров?

    Павел Яковлев: На лицензионном участке Нивенское-1, расположенном в Багратионовском и частично в Гурьевском районах, суммарные запасы солей оцениваются примерно в 170 миллионов тонн. На деле может оказаться гораздо больше, точно мы узнаем об этом, когда войдем в подземные шахты и выработаем запасы. Месторождение характеризуется как калийно-магниевое, по своему качеству соли близки к минералам немецкого бассейна, который разрабатывает компания K+S, и сильно отличаются от белорусского и российских месторождений Пермского и Поволжского бассейна, которые разрабатывают "Белкалий", "Уралкалий" и "Еврохим". Основное отличие нашего месторождения от российских и белорусского в том, что оно содержит сульфаты калия и магния, другая особенность - отсутствие сильвинита и нерастворимых глинистых отложений.

    Присутствующие в месторождении галиты (поваренная соль) можно использовать в пищевой, технической и медицинской областях, например для приготовления физрастворов при инъекциях. Поэтому в Калининградской области не будет таких неэстетичных терриконов, состоящих из глино-солевой смеси, как в Солегорске (Белоруссия) и Березняках (Пермский край).

    То есть у нас будет применяться другая технология добычи минерального сырья?

    Павел Яковлев: У нас будет применяться другая технология обогащения руды - галургия, пустая порода (соль) будет закладываться обратно в выработки. Калийная соль в основном используется как удобрение. Калия в мире производится порядка 55 миллионов тонн в год, из них чуть меньше трех миллионов - сульфата калия, все остальное - калий хлор. Сульфат калия не зря стоит на 20-30 процентов дороже, прежде всего, потому что он лимитирован.

    Хотя сульфат калия можно получить химическим способом - путем смешивания калия хлора с серной кислотой со всеми вытекающими последствиями для экологии. Кстати, по этой причине два с половиной года назад были закрыты два завода французско-бельгийской компании Tessenderlo, производивших химическим методом 850 тысяч тонн сульфата калия в год, и этот объем на рынок калийных удобрений сможет поставлять "Стриктум".

    Это в теории, а на практике?

    Павел Яковлев: На опасения, что в России бывает в документах одно, а в жизни другое, отвечу так: у иностранного инвестора очень жесткие требования к выполнению природоохранных нормативов. Это его репутационные и юридические риски. Элементарное правило безопасности инвестиций - соблюдение законодательства. Поэтому, кроме экологического аудита, постоянно действующий экономический и финансовый аудит нашего предприятия ведет компания Ernst&Young.

    А это правда, что, кроме калийных удобрений и поваренной соли, на Нивенском месторождении также есть стратегическое сырье, от которого зависит, в частности, работа заводов Boenig?

    Павел Яковлев: Действительно, здесь планируется добыча не требующей обогащения магниевой соли, пригодной для получения чистого металлизированного магния. Он идет на производство титано-магниевых сплавов для гражданской авиации, в том числе на заводы Boenig. Это позволит нам выйти на рынок стратегического минерального сырья. Его производят только два завода - в Соликамске и в Березняках (Россия). Рудник находится в Соликамске, и его готовы закрыть из-за очень бедной руды.

    Сейчас мы активно работаем с Российским институтом титана и магния. Их заключение о применимости нашего сырья ожидаем к февралю 2015 года, и тогда начнем строить отношения с госпредприятием ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА". Россия здесь монополист, хотя ей пытаются найти альтернативу, но замещения не получается. Естественно, мы очень заинтересованы в том, чтобы занять эту нишу на рынке.

    На какие объемы производства рассчитана будущая шахта?

    Павел Яковлев: Планируемые объемы производства, по скромным оценкам, составят один миллион тонн калийной соли в год, миллион тонн - поваренной, 43 тысячи тонн сульфата магния и 200 тысяч тонн хлорида магния. На российский рынок будут поставляться только поваренная соль и руда магниевой соли, удобрения - на европейский.

    Надеюсь, что наше сырье будет востребовано "Еврохимом", потому что у него есть предприятие по переработке сульфата калия в Антверпене, которое является лидером в Европе по производству сложных бесхлорных удобрений. Думаю, что мы как альтернативные поставщики будем очень интересны этой российской компании. Потребности Калининградской области в калийных минеральных удобрениях, а это максимум 40 тысяч тонн в год, удовлетворим в первоочередном порядке и в полном объеме. Сейчас местных сельхозпроизводителей обеспечивает "витаминами плодородия" компания АРВИ, которая покупает калий в Белоруссии, мы полностью готовы заместить эти поставки.

    Качество калининградской руды позволит применять щадящую технологию добычи минерального сырья

    Что касается пищевой соли, то Россия дефицитна, собственные запасы не уравновешены потреблением. Поваренная соль - продукт дешевый, далеко везти его невыгодно, поэтому рассчитываем при использовании паромной переправы на поставки только в регионы СЗФО.

    А когда "Стриктум" запустит свой проект?

    Павел Яковлев: Наш проект строительства горного предприятия находится на согласованиях в профильных ведомствах, в ближайшее время он будет передан в Главгосэкспертизу. Наша задача - пройти все виды экспертизы, завершить подготовку и получить разрешение на строительство к ноябрю 2015 года.

    В лицензии обозначены сроки: 2021 год - запуск фабрики, 2023-й - выход на проектную мощность. Хотим сократить эти сроки на год-полтора. Приобретя готовую промышленную базу ЛУКОЙЛа, сэкономили год. Заключили соглашение с "Янтарь-энерго" - совместно тянем к Нивенскому месторождению ЛЭП. При выходе на проектную мощность это будет крупнейшее предприятие в регионе по объемам прибыли. Сейчас ведем подготовку, закупаем материалы, размещаем заказы на производство оригинального оборудования под проходку.

    Какие штаты планируются на предприятии?

    Павел Яковлев: Сейчас в "Стриктуме" работают 57 сотрудников. Когда приступим к строительству, штаты увеличатся до 100 человек, а при запуске предприятия на полную мощность на нем будет задействовано около двух тысяч работников. В планах - строительство микрорайона для горняков на 500-600 человек.

    Что даст такое крупное предприятие самому Нивенскому, кроме рабочих мест?

    Павел Яковлев: Доходы в бюджет в первую очередь. В Нивенское сельское поселение мы отчисляем НДФЛ. Всем привлекаемым к работам подрядчикам, если они не зарегистрированы в Калининградской области, ставим условие по регистрации филиалов в Нивенском. Здесь уже сейчас зарегистрированы филиалы наших московских, белорусских и немецких партнеров.

    Отчисления в местный бюджет только по зарплате наших сотрудников и сотрудников наших подрядчиков составляют около пяти миллионов рублей в год. Кроме того, мы ежегодно выделяем муниципалитету на благоустройство до 400 тысяч рублей.

    Кстати

    По предварительным расчетам, ежегодные объемы реализации добытых компанией "Стриктум" ресурсов составят 2,243 миллиона тонн, из них сульфат калия и пищевая соль - миллион тонн, сульфат магния (кизерит) - 43 тысячи, хлорид магния - 200 тысяч.

    Поделиться