Наталья Владимировна, по некоторым данным за последнее время в стране закрылось более 12 тысяч сельских школ. Вы согласны, что нормативно-подушевое финансирование поставило малокомплектные школы в трудную ситуацию?
Наталья Третьяк: Хотелось бы пояснить, что закрыть школу сейчас нельзя без согласия схода жителей и одобрения специальной комиссии, которая просчитывает все социальные последствия. Закрываются школы не из-за экономических причин, а лишь в том случае, когда в ней некому учиться. Судите сами: сейчас в России действуют более 26 тысяч сельских школ, где учится 3,6 млн учеников и работает 500 тысяч педагогов. Для понимания - это половина всех школ страны. Поэтому их поддержка и развитие - это одно из ключевых, приоритетных направлений работы Минобрнауки России.
В законе четко сказано: статус школ не влияет на объем их финансирования. Даже если в школе учится мало учеников, на качестве учебного процесса это не отражается. Регионы по-разному обеспечивают это требование: где-то вводятся поправочные коэффициенты, где-то школы напрямую получают субсидии. Основная проблема не в финансировании, а в загруженности учителей-предметников в малокомплектных школах, а также в наличии оборудованных классов физики, химии, математики, информатики.
В течение нескольких лет проходило укрупнение сельских школ, создавались ресурсные центры, опорные школы, в которых сконцентрировано современное оборудование, работают лучшие учителя. Детей сюда доставляют школьные автобусы.
А после реорганизации все проблемы удалось решить: везде появились лингафонные кабинеты, новые лаборатории, высокоскоростной Интернет?
Наталья Третьяк: Мы достигли значительных результатов. На развитие региональных систем общего образования в течение трех лет с 2011 по 2013 год направлено 120 млрд рублей, большая часть из которых пришлась именно на сельские школы. Средства пошли на обновление школьных зданий, оборудование современных кабинетов, обеспечение доступа к Интернету, организацию исследовательской деятельности учащихся, занятий физкультурой.
Дополнительные возможности реализуются за счет сетевого взаимодействия, когда уроки проходят не только в классах, но и в клубах, домах культуры, научных организациях, на предприятиях, в стенах соседней школы. Есть такое понятие, как музейная педагогика - когда уроки проходят в музеях, с участием их специалистов.
Следующее направление, где я вижу большие возможности для сельских школ, - дистанционное образование и электронные системы обучения. Сейчас минобрнауки вместе с минкомсвязи запускает проект, который направлен на подключение к высокоскоростному Интернету всех населенных пунктов, где живет более 200 человек. И в первую очередь будут подключаться сельские школы.
Помимо прочего, сельские школьники получат доступ к видеоурокам, записанным лучшими учителями России, в том числе победителями конкурса "Учитель года".
Когда школы получат эти видеоуроки?
Наталья Третьяк: Видеоуроки будут ориентированы на примерные программы, определенные стандартом. По начальной школе работа будет сделана в следующем году, по средней - в 2016, по старшей - в 2017. Для этого планируется также создать отдельный интернет-ресурс. Мы рассчитываем, что нас поддержит телевидение. Это удобно для тех школ, которые по той или иной причине не имеют пока доступа в Интернет или там недостаточно трафика.
Также мы предполагаем использовать возможности и площадку Института русского языка им. Пушкина, где сейчас реализуется образовательный проект, направленный на продвижение русского языка и литературы.
И все же видеоуроки не прибавят нагрузку учителям. А ведь от нее зависит оклад. Так как быть?
Наталья Третьяк: Регионы по-разному решают эту задачу. В Белгородской и Пермской областях, например, учителям-предметникам выделяют транспорт, и они успевают вести уроки в нескольких сельских школах.
Там, где вообще нет школы, но есть 3-4 ученика, открывают "учительские дома" - педагог здесь живет и работает. Я недавно посетила один из таких домов в Пермском крае. Этот вариант, на мой взгляд, особенно хорошо подходит для дошкольного образования и начальной школы. Кстати, первый учительский дом был построен четыре года назад в деревне Разино Кудымкарского района.
Некоторые эксперты говорят, что в селе не хватает от 15 до 25 процентов учителей. Какие педагоги нужны больше всего?
Наталья Третьяк: Хочу отметить, что итогом системной работы министерства стал достаточно высокий процент удовлетворения кадрами открытых учительских вакансий. Всего, по данным статистики, в настоящий момент в целом по стране потребность в учителях составляет менее 5000 специалистов, иными словами, менее 1 процента. Важно отметить, что на селе достаточно высокая доля молодых педагогов - около 22%. Это педагоги до 35 лет.
При этом мы прогнозируем в ближайшее время и естественный отток кадров, речь идет о педагогах, достигших пенсионного возраста. Этот вопрос будет решаться за счет увеличения контрольных цифр приема в педагогические вузы. Регионы будут сами решать, сколько и каких учителей им нужно, и формировать заказ вузам. Существенным фактором, снимающим вопрос дефицита педагогических кадров на селе, является большая программа повышения уровня оплаты труда учителя. Сейчас в ряде регионов она превышает средний уровень.
Меняется структура педагогического образования - увеличивается доля мест в магистратуре. Мы знаем, что сейчас наиболее востребованы в школах учителя русского языка и литературы, английского языка, математики и музыки. Отрадно, что многие сельские школы сейчас хотят иметь в штате педагогов-психологов, логопедов. Это говорит о том, что они понимают важность таких специалистов для детей.
Президент предложил подумать об увеличении срока обучения на педагогических специальностях до 5 лет. Это реально сделать, не нарушая систему "бакалавриат-магистратура"?
Наталья Третьяк: Мы тщательно проработали это поручение. Модель высшего образования позволяет реализовать различные формы подготовки - и четырехлетнюю, и пятилетнюю. Министерство подготовило программу повышения профессионального уровня учителей. Сейчас разрабатываются и в ближайшее время будут апробированы около трех десятков различных вариантов программ повышения квалификации для педагогов, в том числе, и для сельских.
В госдуму внесен законопроект, который предлагает давать отсрочку от армии учителям сельских школ. Поможет эта льгота вернуть в школу учителей-мужчин?
Наталья Третьяк: Выскажу свое личное мнение: зачем школе учитель, который убегает от исполнения гражданского долга? Служить теперь надо только один год, причем рассматриваются разные формы службы - от службы во время учебы до альтернативной. В школу должен идти работать человек с хорошей репутацией, особенно в сельскую, где ты все время на виду, где все знают, как и чем живет учитель, смотрят, как он ведет себя, что сказал, в чем ходит, что читает?
А льготы по кредитам на покупку жилья у сельских учителей будут?
Наталья Третьяк: Программа льготного кредитования продолжается, хотя ее уже курирует не минобрнауки. Льготное кредитование предлагают учителям Адыгея, Смоленская, Ростовская области, Краснодарский край, Карачаево-Черкесия. Педагогам возмещают всю процентную ставку или ее часть. У нас кредиты на жилье везде дают не ниже, чем под 8,5 процента годовых. Допустим, вы берете миллион, 85 тысяч сверх этого надо отдать банку. Всю сумму - 85 тысяч или ее часть за вас выплатит государство. Во многих регионах учителям выплачивают солидные подъемные до 500 тысяч - к примеру, в Новгородской области. Эти средства тоже можно использовать для решения жилищных проблем.
Продленка предусматривает услуги питания, а если мы говорим о первоклашках или ослабленных детях, то еще и организацию дневного сна. Соответственно, кто-то эти услуги оплачивает. Для того, чтобы избежать острых вопросов, связанных с формированием стоимости таких услуг , министерство в ближайшее время предложит необходимую поправку в закон об образовании.
Что касается спортзалов, то в прошлом году для школ были разработаны недорогие проекты реконструкции и выделены средства на ремонт - по миллиону рублей на каждую школу. В этом проекте участвуют 52 региона, которые отбирались по конкурсу. В рамках проекта будут отремонтированы спортивные залы в 945 сельских школах. Еще в 122 школах под спортзалы будут переоборудованы другие помещения, а 322 школы получат новые стадионы или открытые площадки для занятий спортом. Уверена, что проект будет продолжен и в будущем.
Сегодня, на мой взгляд, сельские школы составляют хорошую конкуренцию городским. Качественное образование на селе - это не лозунг, а действительность. Ребята из деревень уверенно поступают в вузы наравне с городскими детьми, не уезжая в чужой город для сдачи экзаменов. Их число заметно растет и среди призеров школьных олимпиад. Например, в 2014 году среди победителей и призеров финального этапа Всероссийской олимпиады школьников - 18 учеников сельских школ. Победителями конкурса "Учитель года" часто становятся учителя сельских школ. Задача минобрнауки - эту тенденцию сохранить.
Наталья Третьяк окончила юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, Северо-Западную академию государственной службы по специальности "государственное и муниципальное управление". В 1993-2004 годах работала в Комитете по образованию Санкт-Петербурга. Затем с 2004 по 2008 годы была заместителем директора Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки. В 2008-2012 гг. работала первым проректором Московского института стали и сплавов. С мая 2012 года руководила Комитетом по образованию Санкт-Петербурга.
В 2012 году стала статс-секретарем - заместителем Министра образования и науки России. С августа 2013 года - первый заместитель Министра образования и науки России.
В 2009 году Наталья Третьяк вошла в список лиц, включённых в резерв управленческих кадров, находящихся под патронажем Президента.