Новости

25.11.2014 21:13
Рубрика: Власть

Чокнулись?

Отдельные законодательные инициативы переходят грань разумного
За последние три месяца количество антиалкогольных законопроектов - зашкаливает, говорят эксперты "Российской газеты". Но не все они пригодны к употреблению.

На винных этикетках предлагали размещать страшные картинки - до чего спиртное может довести ваш мозг, печень и душу. Хотели спрятать бутылки в дальние углы магазинов, чтобы их было труднее найти (так найдут же!). И вообще запретить продажу по воскресеньям. Наверное, писались эти законопроекты из лучших побуждений. Но запретами "в лоб", говорят эксперты, проблему не решить.

В России злоупотребляют спиртным более 30 миллионов человек, уверяют в Центре исследования федерального и региональных рынков алкоголя. Начинать надо с торговли, считает депутат Госдумы Олег Михеев. Он предлагает объявить вне закона акции типа - "купи три бутылки по цене двух" и конкурсы "кто больше выпьет". А также использовать алкогольные напитки в любых промоакциях, чтобы не пропагандировать лишний раз спиртное (законопроект есть в редакции).

За нарушение новых требований предлагается ввести штрафы. За спонсорство алкогольной продукцией и стимулирование продаж топ-менеджерам придется заплатить штраф в 15-50 тысяч рублей, а компаниям - 80-150 тысяч.

Это должно остановить и производителей, уверен депутат, они не смогут распространять спиртное бесплатно в виде ознакомительных акций и подарков, применять скидки и купоны на алкоголь, организовывать конкурсы и лотереи с призами в виде бутылки водки или вина.

ЦИФРА: 30 миллионов россиян злоупотребляют алкогольными напитками, говорят эксперты

Кроме того, предлагается видоизменить старые и новые фильмы - но не вырезать сцены распития или закрашивать бутылки на экране, а "разбавить" их социальной рекламой о вреде алкоголя. Это может быть, к примеру, бегущая строка. А за неразмещение социальной рекламы в фильмах и передачах в моменты, когда главный герой на экране напивается "на камеру", штрафы выше - 10-20 тысяч для должностных лиц и 100-200 тысяч для юрлиц. "Полагаю, такие суммы отобьют у компаний охоту нарушать закон - доходы от рекламы уйдут на штрафы", - уверен депутат. То есть автор предлагает пойти по пути антитабачного закона: не запрещать продажу, а максимально ограничить стимулирование потребления.

Между тем, эксперты "РГ" разошлись во мнениях по поводу эффективности этой инициативы.

По мнению руководителя федерального проекта "Трезвая Россия" Султана Хамзаева, идея неплохая, ее реализация точно внесет свою лепту в борьбу с алкоголизмом в России. Но еще больший эффект, по его словам, принесет увеличение возраста продажи спиртного до 21 года, запрет открытой выкладки бутылок в магазинах и так называемые "уроки трезвости" в школах. "Кроме того, надо увеличивать стоимость акцизов, ведь чем дальше алкоголь по цене от населения, тем меньше его потребляют", - заявил он.

С ним не согласен директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. "В России сегодня и так уже один из самых дорогих алкоголей в мире по отношению к зарплатам населения. Легальные спиртные напитки, которые сегодня стоят дороже 260 рублей за бутылку, могут себе позволить только половина потребителей, - пояснил он "РГ". - Остальные пьют либо нелегальный алкоголь, либо суррогатный. Если повысить цены, то суррогат будут пить все. А значит, увеличится число отравлений и смертей". Что касается идеи о запрете промоакций с участием алкоголя и появлении социальной рекламы на телевидении, то, по мнению Дробиза, она не сработает. Если человек хочет выпить, то его ничего не остановит, уверен эксперт.

А как у них?

В Швеции спиртное крепче 3,5 градуса реализуется только через государственную монопольную сеть, напоминает Олег Михеев.

В супермаркетах запрещены любые скидки и промоакции, продукты стоят на совершенно одинаковых полках, нет "фирменных стендов" и "предложений дня". Также госсеть обязана демонстрировать по ТВ социальную рекламу о вреде пьянства.

Во Франции с 1991 года запрещено спонсорство телепроектов алкогольными брендами. В Польше алкогольное спонсорство сильно ограничено - в частности, крепостью алкоголя: продвигаемый таким образом напиток может быть только от 8 до 18 градусов крепости. В Великобритании тоже недавно запретили промоакции с алкоголем.