В среду очередной прорыв в послушном хоре ЕС, дирижируемом из Вашингтона, сделал старейший немецкий политик времен "холодной войны" - социал-демократ Эгон Бар. Он предложил единой Европе принять как данность тот факт, что Крым входит в состав России. "Мы никогда не признавали ГДР с точки зрения международного права, но считались с ней", - заявил основоположник идеи новой восточной политики. И предложил реализовать схожий сценарий в отношении Крыма.
Предложение Бара подкрепляется результатами социологических опросов - 39 процентов немцев согласились с тем, что Крым стал частью России.
Очевидный раскол в немецком обществе в отношении Украины стал еще более очевидным после заявлений председателя партии СДПГ и вице-канцлера Зигмара Габриэля. Он призвал не нагнетать обстановку вокруг России, назвав "постоянное бряцание оружием" у российских границ "совершенно неверной реакцией". Политик еще раз поддержал высказывание своего соратника по партии министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера о том, что Украину нельзя пускать в НАТО. Будучи в кабинете Меркель министром финансов, Зигмар Габриэль высказался против ужесточения санкций в отношении Москвы, которые не помогут урегулировать кризис на Украине и лишь усугубят ситуацию. Собственно о потерях, которые несет экономика Европы и особенно Германии, вынуждена сообщать и Меркель. Но в отличие от своих партнеров по коалиции из СДПГ, канцлер продолжает критиковать и угрожать: "дальнейшие экономические санкции неизбежны, если Москва не изменит свою политику".
Заявление выглядит тем более странным, поскольку Меркель, признав потери, которые несет от санкций немецкий бизнес, констатировала: "для предпринимателей нет ничего важнее правовых гарантий, стабильности и мира". Или канцлер считает, что на фоне постоянных угроз со стороны Берлина экономические отношения с Москвой останутся безоблачными?
В том, что нельзя безнаказанно оскорблять Россию, убедилась президент Литвы Даля Грибаускайте. Один из наиболее одиозных критиков Кремля, позволяющая себе хамские выражения, вдруг обнаружила, что ее несдержанность на язык недешево обойдется Вильнюсу. Федеральная таможенная служба РФ сообщила о значительном потоке лжеимпорта с поддельными сертификатами соответствия, поступающего в Россию через Литву. И серьезно ужесточила контроль за литовскими перевозчиками. В итоге многие литовские предприниматели, даже в период санкций продолжавшие успешно делать бизнес в России, сегодня рискуют потерять выгодный рынок из-за необдуманных действий своего проамерикански настроенного президента. Все, что остается Грибаускайте - так это называть Москву ненадежным торговым партнером и советовать бизнесменам диверсифицировать рынки сбыта, словно те об этом не знали... Но, может, литовцам проще поменять главу государства и поддержать президента, который не станет восторгаться по поводу чужой "заливной рыбы". А в первую очередь будет ориентироваться на интересы национальной экономики и не станет до бесконечности вытягивать длинные уши в сторону заокеанских покровителей. Впрочем, по слухам, Грибаускайте рассчитывает, что за столь нечистоплотное в отношении собственного народа политическое подхалимство Белый дом предложит ее кандидатуру на пост следующего генерального секретаря ООН или подыщет иную международную должность.
Однако чем дольше Европа наблюдает за политикой Киева, тем отчетливее разносится по окраинам Старого Света запашок от "заливного", на которое скоро без содрогания не сможет смотреть никто за европейским столом. И только американский истеблишмент, предусмотрительно зажав нос, по-прежнему утверждает, что ничего свежее и прекраснее не видел и не пробовал. О том, что говорят о нынешней украинской власти в вашингтонских кулуарах, не для посторонних ушей, можно только догадываться.
Даже покидающий свой пост через пару дней и потому получивший редкий шанс на откровенность еще действующий председатель Европейского совета Херман ван Ромпей не выдержал и сделал громкое заявление. Громкое, разумеется, в рамках европейского протокола. Он, в частности, предложил "найти способ для Украины стать децентрализованной (или федерализованной), инклюзивной страной". Выступая в Институте политических исследований, Ромпей высказал и вовсе крамольную, по мнению нынешних украинских властей, идею о том, что "Киев, сближаясь с Европой, должен при этом установить "корректные" отношения с Россией".
Ранее отвечая на вопрос австрийского издания "Курьер" о перспективах урегулирования кризиса на Украине, верховный представитель ЕС по внешней политике Федерика Могерини также упомянула о необходимости предоставить статус автономии для востока, уважения к культуре и языку, живущих там людей со стороны Киева. Но после того, как украинские власти в привычной манере нажаловались на Могерини в Вашингтон, пресс-служба главы европейской дипломатии дала задний ход, объяснив, что слова Могерини были неправильно переведены.
Но чем дальше, тем труднее политикам Старого Света скрывать неслабый запашок "заливной рыбы" Киева от широкой публики. И находить обоснование, почему европейские налогоплательщики должны брать на содержание погрязшую в коррупции Украину, значительная часть населения которой спит и видит, как через открытые границы перебраться в поисках лучшей жизни в Европу. Украину, чьи политики вместо поиска диалога с востоком продолжают обстреливать Донецк и угрожать региону экономической блокадой, попутно перевооружая на европейские и американские деньги свою армию. "Дело идет к войне на континенте, которая рискует стать самой смертельной со времен балканских войн", - считает ван Ромпей. С ним трудно не согласиться: ведь Киеву нужно срочно спасать репутацию. Иначе окончательно несъедобную "заливную рыбу" украинской политики придется всем миром оттащить на свалку, где ей, откровенно говоря, и место.