Поделиться

    Три лучших проекта российских десантных катеров на воздушной подушке

    Десантные корабли на воздушных подушках имеют множество плюсов. Они быстрее своих цельнометаллических коллег и универсальны в применении: погодные условия, необорудованность берега посадки или высадки для них не играет никакой роли. Особое преимущество таких катеров заключается в том, что в постройке таких чудо-кораблей нашей стране нет равных.

    Десантный катер проекта 12061 "Мурена"

    Мечта морских пограничников и десантных частей ВМФ "Мурена" появилась на свет в середине 80-х годов. По сути, это глубоко переработанный проект катера на воздушной подушке "Кальмар", который в свое время считался лучшим подобным судном.

    Водоизмещение "Мурены" было увеличено до 50 тонн, длина - до 31,3 метра, что позволило беспрепятственно перевозить на ней один танк, два БТР или БМП или 130 человек десанта. Вместе с тем судно не потеряло скорости, маневренности и способности преодолевать полутораметровые рвы и стены. Эти чудеса ловкости стали возможны благодаря двум нагнетательным агрегатам воздушной подушки, по 2,2 метра каждый. Для связи с остальными кораблями на катере была установлена самая передовая аппаратура: спутниковая навигация, радиопеленгаторы, приборы ночного видения и многое другое.

    "Мурена" с легкостью дает отпор любому врагу, ведь она снабжена двумя автоматическими установками АК-306 по 30 миллиметров каждая, двумя установками БП-30 с гранатометами АГС-17 "Пламя" и минимум 8 ЗРК "Игла".

    На данный момент на вооружении ВМФ России находятся 11 штук кораблей класса 12061, а в ближайшие полтора года планируется постройка еще пяти катеров.

    Десантные катера проекта 21820 "Дюгонь"

    Десантные катера типа "Дюгонь" - настоящая гордость Военно-морского флота России. Подобного проекта вы не найдете больше нигде.

    Этому катеру нет равных в высадке десанта и техники на абсолютно неприспособленных для этого побережьях и пляжах. И все это благодаря системе воздушной каверны, которая сама по себе уникальна. Нагнетая воздух под днище корабля, она снижает гидродинамическое сопротивление, что повышает скорость и маневренность судна, уменьшая при этом его осадку.

    Длина корпуса проекта 21820 равняется 45 метрам, что позволяет поместить внутрь катера три танка Т-90, пять БТР или 90 военнослужащих. Скорость передвижения для подобных десантных кораблей довольно высока, около 35 узлов или 65 километров в час. Благодаря двум сильнейшим дизельным двигателям по 9000 лошадиных сил и вентилируемым водометным движителям "Дюгонь" комфортно себя чувствует при высоте штормовых волн до 3,5 метров. Также на вооружении катера находятся два крупнокалиберных пулемета и 8 ЗРК "Игла".

    На данный момент готово три корабля из проекта - головной корабль "Атаман Платов", первый серийный катер "Иван Карцов", а буквально на днях был подписан акт о приемке следующего катера "Денис Давыдов". В 2015 году ожидается появление в строю еще двух катеров проекта 21820.

    Десантный корабль проекта 12322 "Зубр"

    "Зубр" - это самый большой в мире корабль на воздушной подушке. Неудивительно, ведь его длина равняется 57,3, ширина - 25,6 метрам, а водоизмещение составляет 555 тонн. Ближайшие конкуренты - американские катера LCAC - на его фоне просто карлики.

    Но размер - это не самое главное достоинство "Зубра". Подсчитано, что он способен высадить десант на 70 процентах берегов во всем мире. Для него не имеет особого значения, каким будет берег, это может быть и галька, и песок, и скалы, и даже 15 километров мелководья. Да что там говорить, "Зубр" и на земле будет чувствовать себя как рыба в воде. Он может двигаться по проселочной местности, болотам и лугам, обходить минные поля, перепрыгивать небольшие рвы и высаживать десант туда, где его меньше всего ждет противник, а все это из-за уникальной конструкции воздушной подушки. Чудеса вездеходности и крайне высокая максимальная скорость в 60 узлов достигается с помощью трех воздушных винтов, привод которых осуществляет силовая установка мощностью 50 000 лошадиных сил. Корпус создан из специального антикоррозийного сплава, ведь чего только не предстоит ему на себе ощутить - от соленых морских вод до сучьев и грязи неизведанных берегов и троп.

    Вместимость проекта 12322 достойна уважения: до трех основных танков или 9 транспортеров и более сотни десантников с ними. Если надобности в тяжелой технике совсем нет, то внутри "Зубра" может разместиться до 500 военнослужащих - а это уже маленькая, но крайне мобильная армия.

    Вооружен катер двумя установками А-22 "Огонь", двумя тридцатимиллиметровыми АК-630, а ракетное вооружение представлено традиционными ЗРК "Игла".

    В середине 2000-х годов ВМФ Греции закупили для собственных нужд 4 таких корабля. На балансе ВМФ России находятся два "Зубра", но планируется постройка еще минимум четырех штук и модернизация ранее построенных.

    Поделиться