Новости

Сегодня в Москве открывается международная ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction
Нет, это не просто ярмарка, это праздник интеллектуалов-книголюбов какой-то! Non/fiction в этом году перенасыщена событиями и звездными писателями.

На семи дискуссионных площадках, а также на стендах издательств в течение пяти дней состоится свыше 500 мероприятий. Посетителей ждут встречи со Светланой Алексиевич, Михаилом Пиотровским, Евгением Гришковцом, Александром Кабаковым, Леонидом Парфеновым, Захаром Прилепиным, Эдвардом Радзинским, Диной Рубиной, Татьяной Толстой... Проще сказать кого не будет, чем перечислить всех, кто придет. Кажется, не заглянет Виктор Пелевин, но разве это кого-то удивит?

Почетные гости ярмарки в этом году - дети. Так что и значительная часть программы посвящена детской литературе. Кроме того, экспертный совет принял решение посвятить ярмарку в этом году памяти Бориса Владимировича Дубина - социолога, переводчика, познакомившего читателей со многими произведениями Борхеса, Ханны Арендт, Сьюзан Зонтаг, Беккета, Бланшо, Чорана, Милоша, французских и польских поэтов.

Накануне открытия ярмарки Non/fiction мы побеседовали с одним из ее создателей, директором Центрального дома художника, архитектором Василием Бычковым.

Василий Владимирович, с чего вдруг 16 лет назад вы решили создать ярмарку интеллектуальной литературы Non/fiction?

Василий Бычков: В 1990-е годы стало понятно, что ЦДХ не может существовать, представляя исключительно изобразительное искусство, поэтому пришла идея ориентировать площадку на мультикультурную историю: архитектура, дизайн и литература. Название Non/fiction, придумал директор издательства Ad Marginem Александр Иванов. Эта ярмарка один из самых любимых наших проектов. В сентябре 2015 года, кстати, мы запустим еще один близкий по духу проект - "Старая бумага", где будут представлены филокартия, филателия, бонистика и букинистика.

Non/fiction впервые прошла в 1999 году, через год после дефолта. А нынешняя ситуация на рынке отразилась на количестве участников и организации ярмарки в целом?

Василий Бычков: Есть области, которые не впрямую зависят от положения на рынке в целом, а работают иногда в противофазе. Например, антиквариат, если взять его как объект вложений. Вот и книжный бизнес не впрямую зависит от этого: сейчас сложно крупным издательствам, а небольшие, на которых в основном ориентирована ярмарка, чувствуют себя легче в кризисных условиях. Мы не повысили цены ни на участие в ярмарке, ни на аренду ЦДХ. Нам стратегически важно удержать тех, кто с нами уже много лет. В итоге программа ярмарки изложена на 46 страницах...

Санкции, наложенные на Россию, снизили интерес иностранных гостей?

Василий Бычков: К моему искреннему удивлению, это никак не сказалось на зарубежных гостях. И мы благодарны нашим партнерам, что они не игнорировали ярмарку. В Non/fiction принимают участие около 300 крупных и малых издательств, книготорговых предприятий и институтов культуры из 13 стран мира, среди участников: Бельгия, Израиль, Италия, Норвегия, Польша, Россия, США, Украина, Франция и Япония. Специальный гость - "Немецкий язык и литература", то есть книжные новинки из Германии, Австрии и Швейцарии.

Ярмарка признана чуть ли не лучшим интеллектуальным книжным смотром. Но посетители ежегодно сталкиваются с одними и тем же проблемами: огромные очереди в кассу на морозе, нехватка места в гардеробе. Что делать?

Василий Бычков: ЦДХ был построен для просмотра произведений искусства под звук собственных шагов. По тем временам всё, начиная от гардероба и, простите, заканчивая туалетом, было рассчитано очень грамотно. Но сегодня интенсивность посещения абсолютно другая. Что-то нам удалось изменить, например, было 1200 мест в гардеробе, сейчас 2200. В этом году поставили еще один эскалатор, реконструировали туалеты. Уже несколько лет существуют электронные билеты на вход. Но, к сожалению, залы не рассчитаны на такое количество посетителей. В пиковые моменты мы себя утешаем тем, что очереди - это естественный ограничитель. Что делать? В ГМИИ им. Пушкина на выставку Пабло Пикассо или в ГТГ на Исаака Левитана тоже очереди.

ЦДХ был построен как выставочное здание для Союза художников СССР. А правда, что теперь картин здесь не увидеть, но зато шубами торгуют. Как, кстати, успешно?

Василий Бычков: Насчет успешности не знаю, но говорить, что здесь нельзя увидеть художников, это полная ерунда! Да, у нас есть непрофильные выставки. Они появились в 1990-е годы, когда было тяжело выживать. Но тогда был серьезный дефицит выставочных площадок. В 2000-е их стало много, и все непрофильные выставки переехали туда. У нас осталась только выставка "Недвижимость", стоит отметить, что она достойная, и вот - "Меха"... А что делать? Ведь мы принадлежим сами себе, то есть ЦДХ на 100% "дочка" общественной организации Международной конфедерации Союзов художников, образованной после распада Союза художников СССР, в которую входят около 25 тысяч художников. Эта организация успешно существует, раз в год в апреле проходит выставка "Художественный салон ЦДХ" - единственное событие, объединяющее художников бывших стран СНГ.

Все деньги мы зарабатываем сами. Поэтому должны как-то существовать. Раньше здесь были киоски непонятно с чем, теперь все наши магазинчики профильные: две багетные мастерские, книжные магазины, сувениры, художественные промыслы. И, конечно, галереи. Я с гордостью могу сказать, что наш Антикварный галерейный центр очень высокого уровня. И галереи современного искусства тоже. У нас нет только актуального искусства, так как они "не тянут" аренду, к сожалению. А мы не можем дать им спецусловия. Еще приличная часть бюджета - это специализированные выставки.

А почему у ЦДХ нет постоянной художественной экспозиции?

Василий Бычков: ЦДХ изначально построен, как выставочный зал, а не музей. У нас проходит 350 - 400 художественных выставок в год: это и большие выставки Российского Союза художников, и групповые выставки, и персональные выставки, и специальные проекты. Постоянная экспозиция требует серьезного госфинансирования. У нас его нет. На билетах невозможно заработать. Время от времени мы получаем небольшие гранты - и федеральные, и московские. Сейчас, например, по заказу департамента культуры города Москвы делаем Фестиваль новой городской культуры. Департамент СМИ нам помогает: содействует тому, что большая часть наших проектов поддерживается социальной рекламой. За это огромное спасибо.

Какой из ваших спецпроектов самый успешный?

Василий Бычков: Это целый пул выставок, которым я очень горжусь, потому что они коммерческие, но при этом ориентированы на культуру: Антикварный салон, Арх-Москва - самая большая выставка архитектуры у нас в России, Дизайн и реклама, Non/fiction в их числе. Эти выставки формируют имидж учреждения и дают возможность существовать дому. Третий год подряд мы проводим выставку "Первозданная Россия" под патронатом Совета Федерации, показывающую природу и животный мир России. В прошлом году за четыре недели ее посетили 40 тысяч человек. Только что у нас проходил потрясающий Фестиваль Русского географического общества.

Год культуры завершается. На ЦДХ он как-то отразился?

Василий Бычков: Проект "Первозданная Россия" как раз открывал Год культуры у нас в ЦДХ. И это не все: 24 декабря мы представим заключительный проект, приуроченный к этому году,- "Палех - достояние России" к 90-летию лаковой миниатюры. Я как-то предвзято относился к подобному народному промыслу. И вдруг передо мной открылось это потрясающее искусств.

Какие еще масштабные проекты готовит ЦДХ?

Василий Бычков: Сейчас мы делаем совместный проект с Министерством обороны - Военно-исторический фестиваль к 70-летию Победы.

И еще один очень интересный проект в рамках выставки "Первозданная Россия" - "Волга". На сегодня это мое любимое детище. Мы снимем на видео два берега Волги - от истоков до Каспийского моря в режиме реального времени. А потом в ЦДХ сделаем инсталляцию: на двух 40-метровых экранах будет течь Волга. Представляете? Можно будет в любое время дня и ночи посмотреть. Над проектом также будут работать фотографы и режиссеры, которые отснимут 15 крупных городов, сделаем интервью - мифология реки - губернаторов, бабушек, рыбаков и т. д. Интересно, что, когда мы придумали этот проект, мы узнали, что были такие братья Чернецовы Григорий и Никанор - русские пейзажисты ХIХ века, которые в 1838 году зарисовали всю Волгу. Один брат рисовал один берег, другой - противоположный. Получился панорамный рисунок длиной 746 метров из 1980 ватманских листов. Они создали в Академии художеств Санкт-Петербурга кают-компанию с большими окнами, поставили по два рулона с каждой стороны и имитировали движение, но прокрутили всего 30 раз, так как что-то вышло из строя. Сейчас, к сожалению, от этих рисунков остались, кажется, только фрагменты.

А в 1903 году фотограф Максим Дмитриев запечатлел уже на фотоаппарат всю Волгу. Мы же хотим сделать третий вариант - видео. Проект сложный. Реализуем его в 2016 году. А экспедиция по его подготовке отплывет в День России - 12 июня 2015 года. К Non/fiction, как один из проектов Года литературы, представим книгу о его создании. Это за рамками ЦДХ, но очень интересно.

Кстати

Международная ярмарка интеллектуальной литературы Non/fictio N 16 проходит до 30 ноября в Центральном Доме Художника по адресу Крымский вал, 10. Время работы: 26 ноября: 14.00 - 19.00, 27 - 30 ноября: 11.00 - 19.00.

Что интересного обещают в первый день (26 ноября)

Зона семинаров N 2, зал N 17, 15.00 - 16.00. Презентация книги Алексея Макушинского "Пароход в Аргентину".

Авторский зал, зал N 15, 15.00 - 16.00 Презентация книги М. Кучерской "Евангельские рассказы для детей". Организатор: Издательская группа АСТ

Зона семинаров N 1, зал N 8. 15.00 - 17.00 "Диалог с Другим". Памяти Бориса Дубина.

Стенд А-2. "Время", 16.00 Наталия Дмитриевна Солженицына представляет новое издание романа Александра Солженицына "Август Четырнадцатого".

Авторский зал, зал N 15, 16.00 - 17.00 Презентация новой авторской серии Захара Прилепина. Организатор: Редакция Елены Шубиной

Пресс-центр, 16.00 - 17.00. Историческое наследие: модель для сборки. Презентация издания "Первая мировая: война и миф".

Зона семинаров N 1, зал N 8, 17.00 - 18.00. "Советские восьмидесятые: повседневность, идеология, андеграунд".

Авторский зал, зал N 15, 17.00 - 18.00. Презентация книг Евгения Гришковца "Одновременно: жизнь" и "Избранные записи". Организатор: ЭКСМО.

Авторский зал, зал N 15, 18.00 - 19.00. Встреча с лауреатами и финалистами премии "Большая книга. Год литературы" (девятый сезон).

Пресс-центр, 18.00 - 19.00. Презентация сборника "Хочу всё знать - старые и новые новости науки, 1957 - 2014". Издательство "Детгиз" возвращает читателям жанр познавательных, научно-художественных альманахов для детей и подростков.

5 книг, которые стоит поискать на ярмарке

Бунин и Набоков. История соперничества. Максим Д. Шраер. М.: Альпина Нон-фикшн

Книга российско-американского прозаика, поэта, литературоведа и переводчика Максима Д. Шраера - это история "любви и ревности" между Иваном Буниным и Владимиром Набоковым. Сюжет острого соперничества двух писателей разворачивается на фоне истории русской эмиграции с 1920-х до 1970-х годов. Как ни странно, это первая попытка разобраться в их личных и творческих взаимоотношениях. Максим Д. Шраер, изучив множество архивных материалов, писем и даже газетных публикаций, старается ответить на вопрос, что стояло за соперничеством двух гениев и как оно повлияло на современную русскую культуру. Что немаловажно, автор не выступает в роли судии, а лишь излагает факты и приводит документы.


Чарли Чаплин. Питер Акройд. М.: КоЛибри

Уже сто лет фильмы Чаплина вызывают восторг зрителей и критиков. К его работам вновь и вновь обращаются режиссеры. Биография великого актера, созданная английским прозаиком и поэтом, литературным критиком и лауреатом нескольких литературных премий Питером Акройдом, стала попыткой раскрыть секрет невероятного успеха: "Популярности Чаплина ничто не могло повредить. В феврале 1915 года журнал Photoplay пришел к следующему выводу: искусство Чарльза Чаплина не поддается анализу и обезоруживает критиков, однако репортер отметил один элемент в углублявшейся тонкости или сложности его актерской игры - в разгар своих самых безумных эскапад он остается бесстрастным и даже немного рассеянным"...


"Черная книга" Василия Гроссмана и Ильи Эренбурга. М.: Corpus

Первое полноценное издание в России о массовом убийстве советских граждан-евреев немецко-фашистскими властями на территории временно оккупированных районов России, Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы и Эстонии. Сборник был задуман Ильей Эренбургом и должен был выйти в 1947 году, но по политическим причинам (начиналась борьба с "космополитизмом") публикацию запретили. Теперь он опубликован. Оказалось, тени прошлого и сегодня злободневны. В "Черную книгу" вошли рассказы очевидцев, спасшихся от фашистской расправы: очерки Всеволода Иванова, Маргариты Алигер, Вениамина Каверина, Виктора Шкловского, материалы Государственной чрезвычайной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских оккупантов.


"Эрмитаж 250 лет. Искусство 1:1". М.: Слово/Slovo

Этот альбом - уникальный подарок для всех ценителей искусства. "Эрмитаж 250 лет. Искусство 1:1" - первое в мире издание, которое позволяет читателю увидеть шедевры из собрания Государственного Эрмитажа в реальном размере и максимальном приближении. Специально для альбома была сделана съемка 30 картин из коллекции музея, отобранных директором музея Михаилом Пиотровским: полотна самых разных эпох и жанров - от "Мадонны с младенцем" Леонардо да Винчи до "Черного квадрата" Малевича. Репродукции сопровождаются комментариями. При печати использована бумага дорогих сортов с высоким содержанием хлопка, что позволило приблизить тактильные ощущения от книги к ощущениям от соприкосновения с холстом.


В Париже. Из писем домой. Александр Родченко. М.: Ad Marginem

Книга из новой серии "Minima", которую издательство делает совместно с Музеем современного искусства, - "Гараж". В серии представлены очерки, интервью и другие "малые" жанры. Здесь, например, вышла незавершенная статья Сергея Эйзенштейна "Дисней", посвященная знаменитому мультипликатору, с которым автор был знаком лично.

Письма выдающегося советского художника Александра Родченко были адресованы его жене, Варваре Степановой, в 1925 году, когда он в первый и единственный раз побывал за границей. Родченко работал там над оформлением советского раздела Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности и над постройкой Рабочего клуба.