Во всяком случае, такие выводы можно сделать из исследования, проведенного исследовательским холдингом Ромир. Эта организация не в первый раз изучает реакцию общества на изменения в области ОСАГО. Тем более когда вопрос касается социально ориентированного бизнеса, а именно обязательного страхования автогражданской ответственности.
Последние исследования проводились в ноябре 2013 года, когда трудности в ОСАГО (недоступность полисов во многих регионах, уход страховщиков с рынка и т. п.) обусловили необходимость проведения ряда реформ. Именно поэтому интересен результат свежих проверок. Что же изменилось в восприятии обязательной автогражданки за эти почти три четверти года?
Напомним, что в июле вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, которые ввели такое положение, как необходимость досудебного разбирательства. То есть, если страхователь не доволен суммой выплаты, результатами проведенной экспертизы, просто отношением к нему страховщика, он может обжаловать эту коллизию.
Только раньше, не дожидаясь ответа от страховой компании, он мог подать в суд. Этим пользовались "автоюристы", на месте ДТП выкупавшие права требования и отсуживающие зачастую несоразмерные суммы. В ряде регионов были случаи, когда судьи выносили решения по делам "оптом", не вникая в подробности каждого. Теперь ему для начала требуется получить обоснованный или не очень отказ страховщика и только потом задействовать тяжелую артиллерию в виде суда.
Тогда же вступили в силу поправки, касающиеся европротокола, то есть оформления аварии без вызова ГИБДД. Лимит выплат по ним увеличился с 25 тысяч рублей до 50 тысяч.
С 1 октября вступила в силу очередная порция поправок. Напомним, что до этого времени лимит выплат по авариям, в которых пострадал только один автомобиль, составлял 120 тысяч, если пострадали несколько машин, то лимит выплат составлял 160 тысяч на всех пострадавших. Согласно поправкам, вступившим в силу с 1 октября, теперь лимит таких выплат составляет 400 тысяч рублей на каждого пострадавшего. Впрочем, распространяется он на тех, кто заключил договоры страхования после первого октября.
Также был увеличен тариф на страхование на 23-30 процентов. То есть создан некий тарифный коридор. Пусть небольшой, но все-таки.
А еще в следующем году ожидается повышение лимита выплат по жизни и здоровью в рамках ОСАГО. При этом вместо сегодняшних 160 тысяч он составит полмиллиона рублей. А выплаты будут производиться совсем по-другому. Например сегодня, чтобы получить выплату, необходимо предоставить документы о затратах на лечение. А также документы о том, что эти затраты не оплачиваются по полису обязательного медицинского страхования. Согласно новому порядку пострадавший должен представить лишь документы о том, что он получил соответствующую травму в ДТП. Ему тут же рассчитают стоимость его травмы и выплатят компенсацию за нее. Именно так: каждая травма будет иметь свою цену. Но это лишь в следующем году. ЦБ уже сообщил, что тариф при этом также будет скорректирован- раз страховщики будут должны платить гораздо чаще и в большем объеме.
Изменения в закон об ОСАГО не потрясли мир, но вызвали довольно серьезные колебания на его поверхности. Поэтому Ромир снова обратился к автовладельцам, с просьбой оценить вступившие изменения, которые претерпела автогражданка в текущем году: троекратный рост лимитов выплат "по железу", предстоящее увеличение лимитов выплат "по жизни и здоровью", произошедший в октябре рост базового тарифа на 23-30 процентов и прочие новации.
Для более достоверной картины надо понимать, кого именно опрашивали. Как сообщила генеральный директор Ромир Ольга Горелова, в рамках исследования методом личных формализованных интервью было опрошено 1500 человек - мужчин и женщин в возрасте старше 18 лет, проживающих в городах с населением свыше 100 тысяч человек, в 35 субъектах. Выборка репрезентирует городское население, владеющее автомобилями и пользующееся услугой ОСАГО.
Говоря проще, эти полторы тысячи человек имеют в собственности автомобили, застрахованные по ОСАГО, и живут в городах.
Итак, согласно исследованию, 70 процентов российских автовладельцев положительно относятся к реформированию законодательства ОСАГО.
В первую очередь респонденты согласны с новыми лимитами выплат за вред здоровью, жизни и имуществу. Тут никаких сомнений быть не может. Кто откажется от увеличения выплат в три раза?
Также, по мнению большинства опрошенных, наибольшее влияние на совершенствование "автогражданки" оказали центральные органы власти. В целом большинство респондентов (84 процента) положительно относятся к участию органов власти в решении трудностей с ОСАГО.
При этом 60 процентов выступают за дальнейшее увеличение лимитов выплат, даже если при этом потребуется корректировка тарифа. 28 процентов респондентов предлагает открыть больше пунктов оформления ОСАГО в их регионах. И не мудрено, из наиболее убыточных регионов в прошлом году уходили даже "зубры" - самые надежные страховщики. И только 12 процентов считают, что ОСАГО можно отменить вовсе.
Разный взгляд у россиян и на то, что стало причиной трудностей на рынке автострахования. 55 процентов респондентов винят в них "рост числа машин и, как следствие, автотрафика, рост числа аварий". Действительно, количество автомобилей на дорогах растет с каждым годом. Однако количество аварий увеличивается не столь стремительно. И тем не менее все чаще виновными в них оказываются молодые водители, не имеющие длительного опыта управления. Именно поэтому сейчас страховщики предлагают скорректировать коэффициенты по стажу и возрасту. Причем в этом случае молодым водителям с маленьким стажем страховка обойдется очень дорого.
Но надо отметить, что увеличение количества машин на дорогах приводит лишь к более частым, но мелким выплатам. Одна авария на скоростной трассе будет дороже в 10 раз любой аварии в городе. Скорости другие.
На втором месте - 53 процента - "автоюристы, которые пользуются несовершенством законодательства".
Далее следуют "недостатки в работе страховых компаний", "общий финансовый кризис в стране", еще 34 процента никакого кризиса в ОСАГО на себе не ощутили.
Поправками к закону об ОСАГО предусматривается и увеличение лимитов по европротоколу - в рамках эксперимента, в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, при соблюдении ряда технических условий. Авторы поправок выражали надежду, что с помощью европротокола можно будет решить проблему пробок - и с ними согласны 55 процентов респондентов. Около 40 процентов намерены им воспользоваться при мелких авариях. Также они считают, что его нужно расширять на другие города и согласны с тем, что повышение лимитов станет дополнительным поводом оформления европротокола.
Примечательно, что автовладельцы знают довольно ограниченное количество страховых продуктов. ОСАГО известно всем, КАСКО - тоже. Также они знают о существовании добровольного медицинского страхования и страхования от несчастных случаев. При этом наиболее используемым страховым продуктом остается также автогражданка - 83% опрошенных считают, что ОСАГО должно быть обязательным для всех водителей. Наибольшим доверием также пользуется КАСКО (65 процентов).
По мнению респондентов, ОСАГО чаще других страховых продуктов воспринимается необходимым продуктом (71 процент), простым в оформлении (67 процентов), понятным в плане использования (61 процент). В целом более половины респондентов удовлетворены ОСАГО в том виде, в котором оно предлагается автовладельцам в настоящее время. Среди неудовлетворительных характеристик автовладельцы чаще всего называют размеры выплат и порядок расчетов ущерба по ОСАГО.
Примечательно из всего этого то, что за 11 лет существования ОСАГО народ к нему привык и даже готов расплачиваться, если от него не будут требовать дополнительных вложений. Тем не менее, судя по опросу, большинство автомобилистов будет выбирать страховщика не по ценам полиса (тарифный коридор), а по его надежности и репутации. Застрахуются в ранее выбранной компании лишь 28 процентов опрошенных. А сэкономить постараются и того меньше - 22 процента. Примечательно, что большинство из этих 22 процентов представляют собой деревню. У них и так выбор ограниченный, так еще теперь и скидки считать.
Наибольшее число респондентов (50 процентов) к повышению тарифов относятся положительно и нейтрально, 42 процента - скорее негативно. На самом деле за время работы ОСАГО произошла некоторая эволюционная подвижка в восприятии этого продукта. Если раньше обязательное страхование воспринималось как дополнительный налог с ни в чем не повинных автовладельцев, то теперь большинство хозяев машин воспринимает его как один из важнейших факторов на дороге. Протаранит твою машину некий неадекватный человек, кто возместит ущерб? Несмотря на различные споры, в том числе и по сумме компенсации, ОСАГО позволяет решить хотя бы основные проблемы. А поэтому данные экспертных организаций по проверке доверия населения к этому виду страхования по-прежнему в фаворе.
Судя по опросу, 74 процента автомобилистов согласны с увеличением тарифов по жизни и здоровью до 500 тысяч рублей, с увеличением лимитов по "железу" до 400 тысяч рублей, а также выплат по европротоколу и даже с введением обязательного претензионного (досудебного) порядка. Каждую из этих новаций поддержали от 50 до 75 процентов опрошенных.
К сожалению, исследования пока не анализировали будущие предложения по ОСАГО: повышение региональных коэффициентов, а также возможное повышение тарифа в связи с вступлением в силу последней части поправок в закон об ОСАГО. Ведь обеспечивать выплаты в пределах 500 тысяч рублей тоже потребуется из какого-то запаса.