Главная новость для тех, у кого эти права уже есть, в том, что пересдавать ничего не придется. Права старого образца будут действовать до окончания срока их действия. А это - 10 лет.
А вот для тех, кто хочет получить удостоверение на право управления лодкой, катером или яхтой впервые, правила изменятся. И довольно значительно. Так же, как, впрочем, и само удостоверение. Оно теперь будет международного образца. И, соответственно, оно будет признаваемо во всем мире.
Правила сдачи экзаменов для маломерных судов касаются многих и у нас в стране менялись не раз. Сейчас в стране на учете находятся примерно полтора миллиона маломерных судов. И, в принципе в новой России правила для получения разрешения на вождение катера всегда были примерно такими же, как при сдаче на автоправа. Такими они останутся еще примерно полтора месяца, то есть до Нового года. Если кто-то сейчас задумает сдать экзамен, то ему придется сесть за компьютер, выбрать билет и ответить на электронные вопросы. С нового же года обязательной станет еще и практическая часть экзамена. То есть - вождение.
При этом в правах будет указано, на какой тип судна человеку будут выданы права. Если раньше в отечественных правах было разделение на катера и мотолодки, то сейчас принимается международное обозначение - маломерное моторное судно. Таковыми считаются все суденышки длиной до 20 метров. Даже подводные лодки. Оказывается, в России зарегистрированы уже и такие.
И на частные самодельные подлодки тоже придется получать права. При этом права будут считаться недействительными, если инспекция ГИМС МЧС России задержит капитана подлодки за штурвалом катера или и яхты. То есть отныне вводятся категории в правах, примерно как в правах на авто.
А у нас в России, помимо яхт, катеров, скутеров, стоят на регистрации еще и такие экзотические виды водного транспорта, как экранопланы и аэроботы. И теперь уже водитель экраноплана не сможет без соответствующей записи в правах управлять катером или яхтой. Придется пересдавать. Еще одно новшество, правда, как полагают в МЧС, довольно спорное: это вводимое разделение на сдачу экзаменов для некоммерческих лодок и лодок, используемых в коммерческих целях.
Те владельцы, которые будут катать людей за деньги, отныне будут получать права не в МЧС, а в Минтрансе России. Как это будет выглядеть, пока никто не знает. Непраздным остается и вопрос: нужно ли будет пересдавать экзамен и получать вторые права в Минтрансе России владельцу лодки, если он задумает иногда ее использовать не только для себя, но и для извоза?
Из приятных же новшеств капитаны отметят для себя то обстоятельство, что со своими правами они теперь смогут ходить на своих судах не только по внутренним водам России, но и выходить в море за границу.
Правда, и для этого нужно будет сдавать экзамен и получать соответствующую запись в удостоверении.