Начинающие свердловские бизнесмены получат гранты

Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства второй год подряд проводит конкурс по предоставлению грантов начинающим бизнесменам. По сути, этот отбор - своего рода срез идей и пристрастий предприимчивых уральцев. Самые популярные проекты - открытие магазинов, кафе, автомоек, производство мебели. Однако встречаются и весьма оригинальные, к примеру, гусиная ферма в Краснотурьинске или детский мини-боулинг в Каменске-Уральском.

Екатеринбурженка Наталья Хасанова - предприниматель со стажем. Однако ее прежнее дело (грузоперевозки и продажа цемента) никак не связано с новым проектом - производством французских пирожных макарунов.

- В 2009 году, когда после кризиса невыгодным стал мой предыдущий бизнес, я решила развеяться и поехала отдыхать в Париж. А там просто влюбилась во французские сласти. Очень захотелось угостить ими и жителей Среднего Урала. В Париже раньше существовала кулинарная школа, где давали первоначальные навыки, но к тому времени, как мне понадобился оригинальный рецепт, она уже закрылась. Пришлось по Интернету искать кондитера, который, кстати, за немалую сумму, согласился провести мастер-класс, - рассказывает Наталья.

Затем уже на родине полгода ушло только на домашние эксперименты - подбор оптимального соотношения ингредиентов. Для изысканной выпечки из местных продуктов годятся лишь яйца, масло и сливки, шоколад приходится покупать бельгийский, а красители - французские. Самая большая проблема с миндалем: он попал под санкции и цены на него сразу взлетели вдвое. Но заменить на другой вид орехов не получилось - вкус совсем не тот.

Сегодня компания Натальи Хасановой со штатом из семи человек производит в день по две тысячи пирожных одиннадцати разных вкусов. Сами развозят их по кафе и закусочным. В планах - купить огромный холодильник и открыть второй цех, чтобы в два с половиной раза (до 100 тысяч штук в месяц) увеличить производство макарунов. А сладкоежка Наталья уверяет, что сама до сих пор не пресытилась французским лакомством.

Бизнесу Ильдара Аблиева - мастерская по изготовлению исторически реконструированных вещей из дерева и металла - всего полгода. Но планы аналогичные: открыть второй столярный цех, чтобы выполнять в два раза больше заказов. А идеи у клиентов Ильдара весьма оригинальные: заполучить копию пороховницы XVII века, средневековый топор для интерьера екатеринбургского кафе или кровать со спинкой в три с половиной метра. Пока в месяц получается выполнять от пяти до десяти заказов. Конечно, все разные. Например, за уже упомянутую пороховницу мастер получит примерно пять тысяч рублей, при этом в себестоимости основную долю занимает тонкая работа: материалов на изделие ушло с гулькин нос, но зато потребовалось три дня, чтобы выковать мелкие детали.

- Очень интересный заказ был от Центра современного искусства: им для постановки понадобилось штук 30 шумовых машин по чертежам начала прошлого века. Одна имитировала шум ветра, другая - грома, а для разного рода дождя сделали около десятка машин, - вспоминает Ильдар.

Изделия уральского мастера сегодня расходятся по всем уголкам России и не только: есть заказы из Москвы, Санкт-Петербурга, от Тульского исторического музея, пороховница уедет в Якутию, а кузнечные меха из дуба и костровой котел уплыли в Англию.

Таким образом Ильдар Аблиев воплотил свою давнюю мечту - превратил хобби в работу. По специальности он учитель ИЗО и черчения, поэтому выполнить резьбу по дереву может с профессиональной точностью, а исторической реконструкцией увлекается давно. Например, минувшим летом на копиях средневековых судов в одежде русских воинов XI века вместе с другими любителями старины прошел морем от Ростова до Керчи и уверяет, что вся посуда и оружие в походе были сделаны в его мастерской.

комментарий

Евгений Копелян, директор Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства:

- При отборе приоритет отдавали предпринимательским проектам из области. Из общего количества поддержанных заявок на Екатеринбург пришлась лишь четверть (хотя более 60 процентов субъектов малого и среднего бизнеса региона зарегистрированы именно в областном центре). По сути, это посевное финансирование: одни всходы взойдут, другие - нет. Понятно, что у кого-то все получится, а другой может и не удержаться на рынке. Ничего страшного в этом нет. Но одно из требований - заявитель должен вложить в проект не менее 15 процентов собственных средств. Получается, что человек рискует и своими деньгами, значит, приложит все усилия, чтобы не прогореть. По результатам прошлого года такие случаи были единичными, но тогда и заявок было меньше, и выделяемых средств - около 60 миллионов.

Справка "РГ"

В 2014 году в фонд поступило 709 заявок от начинающих предпринимателей. 305 компаний станут обладателями грантов на общую сумму 90 миллионов рублей: 34,2 миллиона из областного бюджета и 55,8 - из федерального.