Гастарбайтеры приедут на Южный Урал даже без квоты

На 2015 год в Челябинской области установлена рекордно низкая квота на привлечение трудовых мигрантов - всего 876 человек, тогда как в 2014-м размер квоты превышал 10 тысяч. Это принципиальная позиция региональных властей: в непростых экономических условиях нужно в первую очередь трудоустраивать местных жителей. Но вот достигнет ли эта мера заявленной цели?

Надо сказать, что большинство иностранцев прибывает в регион помимо квот: они используют иную весьма популярную возможность трудоустройства - приобретение патентов. С начала года на Южном Урале такие документы уже оформили свыше 30 тысяч приезжих из стран ближнего зарубежья, и поток не иссякает. Ведь если прежде обладатель патента мог наняться только в личное хозяйство, то с начала 2015 года им откроют двери и предприятия (федеральный закон, вносящий такие поправки, подписал на этой неделе президент России).

- Обсуждается идея полностью отказаться от выдачи разрешений на работу для трудовых мигрантов, поэтому я не вижу проблемы в существенном сокращении квоты на уровне региона, - говорит начальник отдела по вопросам трудовой миграции УФМС России по Челябинской области Анатолий Пепеляев. - Даже если квота будет нулевой, мы все равно перейдем на новую процедуру выдачи патентов - для иностранных сотрудников компаний и ИП и будем обязаны оказывать государственную услугу по оформлению этих документов, несмотря на коллизии на местном рынке труда.

Но есть нюанс. Чтобы получить такой патент, необходимо быть гражданином страны безвизового с Россией режима, который в основном у нас действует со странами ближнего зарубежья - из этих государств и идет основной поток мигрантов. При этом не стоит забывать, что никаких разрешительных документов не требуется при трудоустройстве граждан Казахстана, Белоруссии, недавно к ЕАЭС присоединилась Армения, а это значит, что в ближайшее время ее граждане также смогут работать в России безо всяких квот.

Сейчас предварительно обсуждается размер платы за патент для иностранцев. На конечный "ценник" большое влияние будет оказывать региональный коэффициент - на областном уровне он может быть установлен столь высоким, что покупка патента станет неподъемной. Впрочем, скорее всего, платить за патенты будут не сами мигранты, а работодатели, заинтересованные в их найме. И в этом случае суммы могут быть вполне экономически оправданными. К примеру, в Москве обсуждается сумма порядка четырех тысяч рублей (таков будет размер ежемесячных отчислений в бюджет). В Челябинской области эксперты также предрекают высокую цену, учитывая серьезный настрой региональных властей на сокращение количества приезжих.

В любом случае "закручивание гаек" на уровне области вряд ли резко отобьет у мигрантов желание трудиться на Южном Урале, ведь сюда с целью заработка всегда ехали весьма охотно. Даже если субъект РФ объявит вето на выдачу патентов на какой-то период времени (такая возможность предусмотрена законопроектом. - Прим. авт.), то все равно на рынке труда останется достаточно мигрантов.

- Есть категория имеющих вид на жительство, временно проживающие на территории РФ, участники госпрограммы по переселению соотечественников, граждане в статусе беженцев - сегодня им не требуется выдачи специальных разрешений на трудоустройство, - разъясняет Анатолий Пепеляев.

Помимо этого, около шести тысяч иностранцев, получивших разрешения на работу в рамках квоты 2014 года, продолжат работать в Челябинской области и в следующем году. Ведь разрешение выдается на 12 месяцев, и, получив его в ноябре-декабре этого года, можно спокойно продолжить зарабатывать в регионе и в 2015-м.

Надо сказать, что далеко не все работодатели разделяют надежду чиновников на то, что местные безработные охотно займут освободившиеся рабочие места.

- Наше предприятие ежегодно привлекает около ста трудовых мигрантов, большая часть из них жители КНР, но есть и узбеки. В следующем году на китайцев мы уже не сможем рассчитывать, поэтому выход у нас один - сокращать посевные площади минимум на 30 процентов, - говорит коммерческий директор агрофирмы из Красноармейского района Николай Исаев. - Без китайцев нам не вырастить и не собрать урожай, ведь местные жители категорически не хотят работать в поле - это нелегкий труд, они лучше будут лежать на диване без работы. Выручали нас только мигранты, без них не справимся.