26.11.2014 21:13
    Поделиться

    В Екатеринбурге открылась выставка художника Павла Рыженко

    - Павел Рыженко? Художник? Нет, честно говоря, не слышала.

    Мои знакомые, которым я позвонила, реагировали совершенно одинаково: от предложения пойти со мной на выставку в краеведческий музей уворачивались, как могли.

    Иду одна. Воскресный вечер, на улице ветрище и полное отсутствие попутного транспорта. Из Интернета я уже знаю, что Рыженко "великий", "неповторимый" и даже "гениальный". Заранее внутренне сопротивляюсь - искусствоведы и не такого насочиняют. Тоскливо представляю, как брожу от картины к картине в гордом одиночестве, точно зная, что народ у нас предпочитает зимними вечерами в супермаркетах тусоваться, а не в музеях. Но зачем-то мне надо на эту выставку попасть.

    А знаете, даже по носу получить иногда бывает приятно. Народу в музее оказалось неожиданно много: иногда и к картине сразу не подойдешь - очередь. Причем народу самого разношерстного - мамы-папы с детишками, девушки парочками, бабушки группами и поодиночке, несколько дедушек с палочками и даже солидные мужчины, вполне далекого от искусства вида.

    - Мои картины для мужиков, - вдруг вспомнила я фразу из интервью с художником, будто он сам сказал где-то рядом. - Их немного теперь осталось, повывелись. И все-таки мужик отвечает за Россию.

    Настоящие мужики, считавшие именно себя ответственными за матушку Россию, и есть главные герои полотен Павла Рыженко. Богатыри, святые старцы, генералы, бояре, князья, императоры, простые священники, монахи, солдаты, дворники, иконописцы. Сперва кажется странным, но женщин на его картинах почти нет. Потом понимаешь: в нормальном жизненном укладе укрощает коней, тушит пожары и встает на отпор врагу именно мужчина - защитник, хозяин, глава семьи и государства, просто мы про этот нормальный уклад позабыли, а Рыженко вот нам напоминает.

    Собственно, все его картины об этом. О том, что власть - это не привилегия, а крест. Что смерть за Родину - не подвиг, а привилегия. А подвиг для настоящего мужика - это просто работа, которую надо сделать, потому что если не ты, то кто же... Его герои редко смотрят зрителю в глаза, им не до посторонних, они ведут диалог с собой и с вечностью, в которую им предстоит шагнуть, именно такие моменты их биографии выбирает художник. Кого-то из них мы знаем. Вот Николай II сидит возле раненых солдат. Вот Александр III удит рыбу, а Европа смиренно ждет. Кого-то мы знаем совсем не такими: отстраненно крошит хлеб птицам Иван Грозный, в тяжелые мысли погружен Малюта Скуратов. А кого-то мы даже и представлять ленились, привычно считая их лишь полувыдуманными персонажами малопонятных летописей: среди цветущих яблонь прибирает монастырскую пасеку монах Родион Ослябя - завтра он погибнет в страшной мясорубке Куликовской битвы, унеся за собой жизни сотен врагов. На другой картине его брат, Александр Пересвет, уже сраженный копьем Челубея, но еще держащийся в седле, живет последние секунды на этой земле…

    - Именно этот момент, когда душа воина начинает отходить к Богу, я и хотел отобразить, - будто рядом опять негромкий голос самого художника. - Остановить его, чтоб мы, люди, живущие в каше дел, склок, раздоров, но не потерявшие до конца право называться русскими, взглянули в глаза Пересвета. Чтобы мы почувствовали, насколько высокую цену заплатили наши предки, чтобы мы могли жить, реализовывать наши таланты, вырастить детей и спокойно умереть в кругу своей семьи.

    Диалог с художником не выдуманный. Великолепная идея организаторов выставки поместить возле каждой почти картины не только историческую справку, чтобы нам, незнайкам, было понятно, о чем разговор, но и несколько фраз от самого художника. Они помогают понять, высвечивают по-другому личности и героя картины, и самого автора, превращая выставку в удивительный учебник истории и в страстный монолог гражданина. Настоящего мужика, воюющего за свои идеалы не только кистью, но и словом. Убедительность и трагизм этому разговору с художником придает тот факт, что сам он ушел от нас летом этого года. Готовили эту выставку вместе с ним, а открывали - без него. Получилась первая в России мемориальная выставка Павла Рыженко.

    Умер, как говорят, в расцвете лет, всего в сорок четыре. А был красивый, сильный, по-мужичьи кряжистый, сам как былинный богатырь.

    - Такие картины - они даром не даются, - тихо вздохнула в ответ на мой вопрос сотрудница музея.

    - Вся жизнь его была войной, - рассказала вдова художника Анастасия Рыженко. - Он трагически переживал происходящее в Отечестве. Сердце горело.

    Павел Рыженко вел полемику не только гражданскую, но и художественную, и с тем же непримиримым пылом и категоричностью, которые снискали ему немало врагов. Жанр, в котором работал, называл историческим реализмом. В своем блоге написал, вызвав, как всегда, огонь на себя:

    "Пользуясь возможностью, заявляю: то, что я делаю, является альтернативой Великому Авангардному Искусству. Я пытаюсь своей живописью оказать робкое сопротивление господину Шагалу, Эндрю Уорхолу, Каземиру Малевичу с его Бессмертным Квадратом, мечтаю, чтобы все мы вспомнили о том, что Россия породила не только творения академика Кулика, что в ней пел не один лишь Киркоров, но и Шаляпин; творил великий Пушкин, написал свои концерты Рахманинов. Мы - великий народ и лишь на краткое время забыли об этом. А каково наше будущее, зависит только от того, кого мы выберем в свои духовные и культурные лидеры. Я решил посвятить остатки всего того, что у меня есть, тому, чтобы прежде всего доказать себе, что я не жираф, я - русский человек. На холстах доказать. А зрители придут, и увидят мою исповедь на холсте, и сами сделают выводы: кто они куда идти дальше. С уважением, Павел Рыженко".

    За месяц до своего ухода Павел Рыженко отдал все свои работы в дар Российской Федерации. И был очень рад, что картины окажутся в усадьбе Натальи Николаевны Гончаровой, "Полотняном заводе" - он очень любил Пушкина.

    А стоит ли вам, уважаемый читатель, идти на выставку - решать, конечно, не мне. И даже не вам, как ни странно. Художник и про это нам с вами успел объяснить:

    "Правда в том, что мне как человеку не полезно, чтобы о выставке знали миллионы. Правда в том, что у Того, Кто дал мне возможность все это написать, свой план по поводу того, как и кого из людей на выставку привести. Штучно. Точечно. Вы понимаете?"

    Понимаете?..

    Справка "РГ"

    Павел Рыженко родился в 1970 году в Калуге. Служил в армии. Учился в Российской академии живописи, ваяния и зодчества у профессора, народного художника России Ильи Глазунова.

    С 1996 по 1999 годы - в самостоятельной творческой деятельности. С 1999 года преподавал в Российской академии живописи, ваяния и зодчества на кафедре композиции. С 2007 года работал в Студии военных художников имени М. Б. Грекова. В живописи придерживался стиля классического реализма как наиболее глубоко отражающего суть и сам дух исторических событий, интересовавших Рыженко. Свое творчество мастер посвятил истории России. Скончался 16 июля 2014 года в Москве, похоронен под Калугой.

    Поделиться