Челябинские заводы заплатят в 25 раз больше за выбросы сверх нормы

Если в 2002 году на Южном Урале свыше 40 предприятий имели разрешения на сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, то сегодня таких насчитывается только три. В 2015-м это право останется лишь у одной компании, но только до конца года.

На протяжении нескольких лет в регионе действовал переходный период, в течение которого промпредприятия должны были внедрить современные технологии и минимизировать загрязняющие выбросы в атмосферу. Сроки рассчитывались таким образом, чтобы уйти от системы выдачи разрешений на сверхнормативные выбросы постепенно.

- Плата за выброс каждого загрязняющего вещества рассчитывается отдельно по установленным нормативам, - рассказывает начальник управления охраны окружающей среды министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области Андрей Новоселов. - Если за углекислый газ сегодня вообще никто не платит, то превышение лимитов по выбросам бензопирена может стать весьма затратным для бизнеса. Но и риски разные: одно дело, если содержание в атмосфере углекислого газа повысится, и другое дело - бензопирена. Допустимые величины по выбросам последнего исчисляются микрограммами и их увеличение чревато весьма негативными последствиями.

Для бизнеса отмена разрешений оборачивается весьма высокой платой за сверхлимитные выбросы - в 25-кратном размере, а не 5-кратном, как при наличии такого документа. А вот по мнению экологов, этот шаг - действенный "кнут", побуждающий предприятия соблюдать установленные экологические нормы и требования.

По словам общественного представителя уполномоченного по защите прав предпринимателей Челябинской области по отношениям природопользования и экологии Романа Тараданова, в бизнес-сообществе региона бытует мнение, что задача пополнения бюджета зачастую решается за счет увеличения штрафных санкций, налоговой нагрузки и порой даже искусственного создания ситуаций, в которых бизнес должен платить.

- Однако в регионе на самом деле есть предприятия, которые не стремятся инвестировать в новое оборудование, позволяющее уменьшить вредные выбросы, - говорит Роман Тараданов. - И политика власти направлена на то, чтобы поставить их в безвыходное положение: либо следовать экологическим нормам, либо балансировать на грани рентабельности.

- Расходы части предприятий из-за отмены разрешений действительно увеличились, но вопрос в другом: куда уходят деньги, которые взимаются с промышленников за выбросы сверх нормы? Насколько известно, эти средства не имеют целевого назначения, они просто пополняют бюджет в целом, - говорит член комитета по экологии и ресурсосбережению Южно-Уральской Торгово-промышленной палаты Владимир Фрост. - При этом бизнесу, которому в нынешних экономических условиях приходится уменьшать финансирование экологических программ, не помешала бы в свою очередь поддержка государства. Почему у нас до сих пор применим только метод кнута?

63 процента населения Челябинской области проживает в населенных пунктах, где расположены промышленные предприятия, при этом регулярные наблюдения за качеством атмосферного воздуха ведутся лишь в шести городах региона - Челябинске, Магнитогорске, Златоусте, Сатке, Карабаше и Верхнем Уфалее. Как сообщили на международном экологическом форуме в Челябинске, уровень загрязнения воздуха в этих муниципалитетах остается достаточно высоким, а по отдельным критериям не соответствует нормативам.

Впрочем, в целом объем вредных выбросов в регионе сокращается, и эта тенденция имеет устойчивый характер.

- Если в 1988 году в атмосферу попадало более трех миллионов тонн загрязняющих веществ, то в прошлом году - 943 тысячи тонн из всевозможных источников, - говорит Андрей Новоселов. - Такого результата удалось достичь во многом благодаря реализации экологических программ на промышленных предприятиях Южного Урала.