Закон требует, чтобы и архитекторы, и строители, и службы дорожного движения, и конструкторы транспортных средств заранее, когда их идеи еще в планах, подумали о тех, кому совсем непросто без посторонней помощи подняться на крыльцо подъезда, найти безопасную дорогу к переходу или зайти в магазин.
Законодатели считают, что даже человеку с ограниченными возможностями должно быть реально пройти дорогу до своей работы без опасений за собственную жизнь. Поэтому они запрещают планировку и застройку городов и даже небольших населенных пунктов без продуманной инфраструктуры, которой беспрепятственно могли бы пользоваться инвалиды.
Принятый закон требует, чтобы условия для них создавались дифференцировано, в зависимости от возможностей: для людей с проблемами слуха - одни, с проблемами зрения - другие. На это должны быть ориентированы и транспорт, и средства связи, и обслуживание на предприятиях питания и торговли. Предполагается и обучение персонала учреждений и организаций для оказания инвалидам нужной услуги или доступа к ней.
Закон предполагает создание реестра людей с ограниченными возможностями, как это требует ратифицированная Россией два года назад Конвенция ООН о правах инвалидов. Предусматривается, что все персональные данные этого реестра будут надежно защищены.
Есть в документе и вполне конкретные предложения - предоставлять инвалидам места в гараже или на автостоянке поблизости от их места жительства. Согласно законопроекту, около жилых домов должно быть выделено не менее 10 процентов мест для парковки автомобилей, принадлежащих людям с ограниченными возможностями. И никто из других жителей дома не может на эти места претендовать.
Нормы закона вступят в силу с 2016 года. Реализовать их поможет специальная программа "Доступная среда", которая действует в нашей стране с 2011 года и будет продлена 2020-го.