Начальник департамента торговых площадей международной компании недвижимости Татьяна Ключинская рассказала, что в настоящее время в Москве работают 100 качественных торговых центров. Это немного, так как обеспеченность москвичей торговыми площадями - менее 400 кв. м на 1 тыс. человек, или почти вдвое меньше, чем в других европейских столицах, где приходится по 600 - 800 кв. м на тысячу населения. Но возникает вопрос: а надо ли стремиться к европейскому уровню, если и существующие магазины уже не так привлекательны для посетителей? Или москвичей не устраивает тот набор функций, который на протяжение последних лет им предлагали торговые центры?
Действительно, более 28% участников опроса признали, что удовлетворенность от посещения торговых центров у них уже не та, что была раньше. "29% опрошенных отметили нехватку в ТЦ мест для тихого отдыха, встреч и работы, - рассказала "РГ" директор департамента консалтинговой компании Маргарита Трофимова. - Современные ТЦ должны выполнять роль "третьего места" - того, куда хотелось бы пойти из дома или с работы и комфортно провести досуг". Сейчас же, по мнению исследователей, в столичных ТЦ досуговые и деловые функции встречаются пока крайне редко. Есть, конечно, исключения, например огромный ТЦ на Дмитровском шоссе за МКАД с океанариумом и экзотариумом, ТЦ на территории московского международного делового центра "Москва-Сити" с досуговым центром "Город мастеров", а также единственный комплекс в Москве, объединяющий под одной крышей торговлю, концертный зал, театр, центр искусств, выставочные комплексы, крытый теннисный корт, бассейн, скалодром, открывшийся не так давно на территории Парка им. 850-летия Москвы на Братиславской улице. Не хватает также москвичам в ТЦ паркингов, туалетов. "Словом, столице есть над чем работать при проектировании новых ТЦ, - считает Анна Данченок. - Тем более что востребованные посетителями общественные пространства там будут уже не обременением, а источником получения доходов. Должен измениться и профиль многих магазинов - из "места продажи" им целесообразнее переформатироваться в "шоу-рум", где продавцы будут выступать в роли советчиков". "В Москве присутствует некое копирование концепций, поэтому многие ТЦ похожи друг на друга,- считает старший консультант исследовательской компании "Магазин магазинов" Андрей Васюткин. - Застройщики, как правило, народ консервативный. Если запускают какую-то концепцию и она работает, начинают ее тиражировать". А эксперты компании "Nielsen" - мирового лидера в области исследований потребительского поведения, уверены, что российской столице не хватает такого традиционного европейского формата, как универмаги, основа которого - общая концепция торгового пространства, в котором покупатель, переходя из зала в зал, может приобрести всё - от пуговиц до шубы.