Петр Валерьевич, подмосковная ЕТК будет неким аналогом столичной "Тройки", которой, по последним данным, пользуются уже более 2,4 миллиона человек?
Петр Иванов: Принцип действия тот же - мы переводим оплату проезда в общественном транспорте в безналичную форму. Но это не аналог, а совершенно самостоятельный проект. Мы много времени потратили на изучение мирового и отечественного опыта различных билетных систем. В результате отказались от необходимости выбора тарифов, как это предусмотрено в "Тройке". Сделали простую и понятную тарификацию: чем больше ездишь, тем меньше платишь. Причем снижаться стоимость проезда будет на два рубля автоматически, начиная с каждой десятой поездки. При системном использовании карты одна поездка станет обходиться пассажиру в 18 рублей. Для сравнения: с нового года проезд в общественном транспорте в границах одного населенного пункта будет стоить 28 рублей.
Еще одно существенное отличие подмосковной ЕТК в том, что у нее не будет временного срока действия - если на карте есть деньги, пользоваться ею можно хоть с перерывом в полгода.
Как и где предполагается пополнение карты?
Петр Иванов: Во всех пунктах продажи проездных билетов, а также по интернету, через мобильное приложение, отправив смс на короткий номер, посредством всех сетей и терминалов электронной оплаты, которые сегодня существуют, - выбирайте любой удобный для вас способ. Фактически пополнить баланс можно будет в режиме онлайн, стоя на остановке в ожидании автобуса.
Областной общественный транспорт в большинстве своем работает с кондукторами, турникетами оснащены единицы подвижного состава. Предполагает ли ЕТК установку турникетов и ликвидацию кондукторов?
Петр Иванов: Первое время, пока пассажиры станут учиться пользоваться картой, работать с ЕТК будут и водители, и кондукторы. Конечный вариант формирования расчетной системы мы оставили на усмотрение Сбербанка, чья дочерняя компания является нашим партнером в реализации этого проекта. В систему обслуживания ЕТК Сбербанк вкладывает шесть миллиардов рублей, им и решать, как лучше контролировать собираемость платы за проезд, от которого зависит возврат инвестиций. Не исключаю, что на какой-то части маршрутов турникеты появятся. Но тут надо учесть специфику пассажирских перевозок в Подмосковье, где, в отличие от Москвы, зональная тарификация, многие маршруты проходят через несколько населенных пунктов, и стоимость поездки зависит от расстояния. К тому же у нас очень большое "плечо", когда все пассажиры автобуса садятся, к примеру, в Коломне и выходят только в Москве. В таких случаях вполне достаточно контроля оплаты проезда водителем, без кондукторов и турникетов.
Вы говорите, что проект реализуется на частные инвестиции. Нет ли опасений, что сосредоточенная в частных руках система потом начнет работать под диктовку инвесторов?
Петр Иванов: По условиям инвестиционного контракта, после его завершения собственником системы остается Московская область. Поэтому такого варианта, что инвестор ушел, и все вдруг перестало работать, не будет.
Когда система начнет работать в полную силу?
Петр Иванов: В январе переведем на ЕТК две тысячи единиц подвижного состава Мострансавто, в феврале - уже пять тысяч автобусов. В течение года к системе оплаты проезда по ЕТК планируем подключить и железнодорожный транспорт.