Эксперты "РГ" попытались спрогнозировать, в какую сторону повернет "нефтяной флюгер" на этот раз. И не пора ли нам, наконец, отвыкнуть все время смотреть на "черное золото"? Выводы получились весьма неожиданными.
На самом деле не все так однозначно. И внутри ОПЕК не все единодушны в стремлении опустить цены еще ниже, чем сейчас (баррель стоит уже меньше 80 долларов, и многие страны-экспортеры теряют выручку).
Но точно так же отсутствует в ОПЕК и единое стремление их поднять.
Это потому, объяснил "РГ" ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев, что ОПЕК действительно неоднороден. "Существует партия во главе с Саудовской Аравией. Они сбивают цены и готовы держать их на низком уровне, даже несмотря на то, что бюджет этой страны рассчитан на 80 долларов", - объяснил он политику партии "нефтяных медведей".
И добавил, что стремление снизить цену объясняется желанием разорить сланцевые компании, которые находятся на грани рентабельности. "Хотя сейчас это стало сложнее - в США себестоимость добычи упала до 35-55 долларов из-за внедрения новых технологий", - заметил он.
Партия "нефтяных быков", продолжает Танкаев, это группировка с Ираном и Венесуэлой. Они выступают за снижение квот добычи нефти и хотели бы максимально повысить цены.
"Существует еще и позиция России, но мы находимся в ОПЕК в статусе наблюдателя. Тем не менее наша позиция действует и на ОПЕК в целом, и на группировку Саудовской Аравии. Более того, "медведи от нефти" считают, что Россия вместе с Казахстаном и Азербайджаном увеличила экспорт нефти на 65 миллионов тонн в последнее время. И тем самым серьезно повлияла на предложение сырья на рынке. А следовательно, и на ее стоимость", - обрисовал эксперт положение нашей страны.
Причем, уверен Танкаев, для нас одинаково опасны и одинаково хороши оба сценария развития событий. Почему?
Все просто, объясняет Рустам Танкаев. Налогообложение нефтяных компаний России устроено так, что при цене нефти до 40 долларов за баррель (примерно 1/6 тонны) компания все равно получает прибыль в размере 100 долларов с тонны экспорта. То есть 50 долларов для них не страшно. "А для государства даже 80 долларов за баррель - это очень сильный удар по бюджету, который опасно снижает уровень жизни в стране", - говорит Танкаев. И добавляет, что, "с другой стороны, низкая стоимость "черного золота" хороша тем, что к 2025 году нефтяного рынка в его сегодняшнем виде не останется. А значит, у нас есть время привыкнуть к снижению потока нефтедолларов и принять меры".
В нынешней ситуации о нефти в 100 долларов за баррель можно даже не вспоминать. Эта цена очень маловероятна, так как неравновесна, уверен эксперт.
"Новые мировые производители достаточно быстро набирают обороты - США и Канада, за их спиной стоит Венесуэла.
И Россия со своей баженовской свитой с самыми большими запасами сланцевой нефти в мире. В этой ситуации при цене в 100 долларов за баррель немедленно откроются новые источники и цена упадет. "На ближайшее время 90 долларов - равновесная цена, на дальнюю - 80 долларов", - предсказал собеседник "РГ".
В этой ситуации, уверен Рустам Танкаев, ожидать какого-то определяющего решения ОПЕК не стоит, тем более что механизма контроля выполнения квот на самом деле не существует и они имеют больше психологическое значение. "Поэтому я думаю, что квоты останутся на прежнем уровне", - говорит эксперт "РГ".
По данным источников зарубежных СМИ, члены ОПЕК пока склоняются к тому, что будут более жестко соблюдать установленные квоты. На практике, по оценке специалистов ОПЕК, это будет означать снижение производства сырья примерно на 300 тысяч баррелей в сутки по сравнению с октябрьским уровнем.
Именно это предположение, кстати, привело к тому, что нефть вчера продолжила дешеветь. По крайней мере утром стоимость январских фьючерсов на сорт Brent упала на 1,58 процента до 78,4 доллара. Стоимость январских контрактов на WTI опустилась на 2,3 процента до 74,07 доллара за баррель.
В результате, может быть, уже стоит начинать перевооружение? Даже если начать сейчас и успеть не за 10, а за 20-30 лет, это будет лучше, чем не начать совсем.
И в итоге не успеть и за целый век.
"Сегодняшняя цена - это своеобразная прививка. У нас нет собственных товаров хорошего производства. Нет телевизоров, бытовой техники, нет автомобилей, нет высокотехнологичного оборудования. Это надо восстанавливать и создавать заново. На эту тему очень много болтают, и никто ничего не делает. Если мы через 10 лет не будем готовы заменить чем-то нефтяные деньги, будет очень плохо", - предсказывает Рустам Танкаев.
Чем заменить?
"Для России было бы естественно перейти к высокотехнологичным производствам и тем, которые мы в состоянии обеспечить дешевым сырьем. Мировая энергетика вполне способна базироваться на российских разработках. У нас есть места и возможности по производству электродвигателей для машин. Только нужны скоординированные усилия, которых сейчас вообще нет", - резюмировал эксперт.