27.11.2014 00:31
    Поделиться

    "РГ" нашла информацию о легендарном прокуроре Киргизской ССР Романове

    В "РГ" обратилась семья бывшего генерального прокурора Киргизской ССР Алексея Яковлевича Романова с просьбой помочь в поисках какой-нибудь информации о знаменитом предке.

    - К сожалению, в 2010 году во время апрельских событий злоумышленники подожгли здание Генеральной прокуратуры Киргизии. Кроме уголовных дел и вещественных доказательств, были утрачены архивные документы, в том числе и те, что касались бывших руководителей надзорного органа, - рассказал внук прокурора Александр.

    Сведений об Алексее Романове сохранилось крайне мало, и поэтому мы обратились в Государственный центральный архив Киргизии. Информацию пришлось собирать буквально по крупицам - из разных документов и от людей, знакомых с легендарным генпрокурором. Но оно стоило того.

    После окончания гимназии Романов поступил в Тамбовский юридический институт. В 1917 году, будучи еще студентом, без каких-либо колебаний вступил в ряды ВКП(б), а в 1924-м сразу после окончания вуза начал работать следователем, а после и прокурором города Тамбова. В середине 1938-го его направили на работу в Душанбе. Когда началась Великая Отечественная война, Романов несколько раз обращался с рапортом с просьбой отправить его на фронт, но каждый раз получал отказ. А в 1948 году его перевели на должность генерального прокурора Киргизской ССР.

    - Это был чудо-человек, - вспоминает сослуживица Алексея Романова Нина Евсеева. - Я не помню, чтобы он когда-нибудь на кого-то повышал голос. Он знал все статьи действующего тогда Уголовного кодекса наизусть. После войны в Киргизию для партийной элиты завезли несколько автомобилей. Один предназначался для Алексея Яковлевича. Так он не стал на нем ездить и отдал в оперативный отдел, а сам ходил на работу пешком.

    С приходом Романова в Генпрокуратуру республики в местной прессе стали появляться публикации о резонансных делах. Одно из них - операция по задержанию банды спекулянтов в августе 1949 года. Организовал ее бывший директор Кирснабсбыта Тамшинский вместе с начальниками управлений Мандлером и Папочкиным. Всего по делу в качестве обвиняемых проходило 20 человек. Все были осуждены к различным срокам лишения свободы.

    Приходилось разбираться и с бытовыми вопросами. Например, 1 октября 1949 года на имя Алексея Романова поступило письмо о том, что "по вине финансовых органов образовалась значительная задержка в выдаче средств детдомам, срывается строительство двух школ, заработная плата учителям некоторых районов выплачивается с опозданием". Это письмо генпрокурор привез на партсобрание в Госплан Киргизской ССР. Ситуация разрешилась в течение трех дней.

    Занимался Романов и расследованием "деликатных" дел. В 1949 году ему стало известно об инциденте в Джумгальском районе. Некий уполномоченный приехал в гости к колхознику, приказал приготовить угощение, а после объявил хозяевам, что намеревается взять их 15-летнюю дочь второй женой. В случае отказа грозил посадить за решетку. Информация поступила в прокуратуру. В итоге незадачливый жених был уволен с работы.

    По данным Госархива КР, Алексей Яковлевич был одним из разработчиков Уголовного кодекса республики, который действовал вплоть до 90-х годов. По его настоянию в УК Киргизской ССР была введена уголовная ответственность за многоженство. Он также предложил наказывать тех, кто использует детский труд.

    Алексей Яковлевич был награжден двумя орденами "Знак Почета", орденами Трудового Красного знамени и Отечественной войны I степени. Романов проработал в Киргизии до конца 1959 года, после чего получил назначение на работу в прокуратуру Чечено-Ингушской ССР. После развала СССР при режиме Джохара Дудаева Романова объявили "пособником кровавой власти". В 1993 году ему пришлось бежать из Чечни в Краснодарский край. В том же году он умер.

    Кстати

    Внук Алексея Романова Александр сегодня возглавляет работы по восстановлению здания Генпрокуратуры КР.

    Поделиться