Бело-желтые
В проекте закона, который вскоре вынесут на публичное обсуждение, уточняется, что такси - это вид специализированного транспорта, который будет строго контролироваться властями. Каждый извозчик получит разрешение на перевозку и должен будет перекрасить машину в один из двух цветов - белый или желтый. Кроме того, автомобиль такси должен проходить постоянный контроль на сертифицированной станции технического обслуживания, перед каждым выездом на линию осматриваться механиком, а водитель - получить медицинский допуск от доктора. При этом мелкие частные извозчики могут быть закреплены по договору за диспетчерской службой крупного перевозчика.
Пока крымские таксисты не имеют права работать без разрешительных документов, которые были выданы им в начале этого года Украиной. Именно поэтому таксист Александр Якунов боится рейдовых проверок МВД и ГИБДД как огня: их экипажи все чаще спрашивают у таксистов лицензии на работу. Но такого документа у большинства местных автоперевозчиков нет.
- Я не успел получить лицензию до марта, - говорит Якунов. - И большинство моих коллег тоже. Уже нескольких моих знакомых оштрафовали на 9000 рублей за отсутствие лицензии. Но это несправедливо, так как лицензии российского образца нам еще не выдают, а украинского - уже не выдают.
Тем не менее, в министерстве транспорта Крыма поясняют: работать без этого документа таксисты не имеют права.
- Видимо, в начале года кто-то мечтал стать таксистом, но до 16 марта не получил документы, - говорит Анатолий Цуркин. - Наверное, передумал. А потом снова резко поменял свое мнение и захотел стать таксистом. Итог таков: если у человека нет лицензионных документов украинского образца, то заниматься этой деятельностью он не имеет права.
Таксисты, у которых есть на руках необходимые разрешительные документы украинского образца, имеют право работать с ними до конца 2014 года. Хотя экипажи ГИБДД иногда норовят оштрафовать и их. По словам Анатолия Цуркина, минтранс Крыма регулярно поясняет руководителям ГИБДД легитимность украинских документов до конца 2014 года.
Минтранс разрешит
Среди таксистов Крыма упорно ходят слухи о том, что разрешение на работу по российским законам получить уже можно. Но в минтрансе спешат сообщить: пока разрешения нового образца в Крыму не выдают. Сейчас лишь разрабатывают законопроекты "О пассажирских перевозках в РК", "О такси" и "О региональных дорогах". Но уже известно, что выдачей разрешений таксистам займется министерство транспорта Республики Крым. Помимо выполнения всех вышеперечисленных требований каждый автомобиль должен быть снабжен системой безопасности, навигации, аппаратом кассового контроля, таксометром, а также детским автокреслом, которое водитель должен достать из багажника при необходимости. Кстати, сейчас лишь в одном проценте авто есть детские автокресла.
- Такси должно быть оборудовано всеми специальными средствами в рамках законодательства РФ, в том числе 16-го Федерального Закона "О транспортной безопасности", - объясняет требования Анатолий Цуркин. - Мы понимаем, что новые нормы потребуют от водителей такси определенных вложений, поэтому законопроекты предусматривают и создание комфортной среды для предпринимателей. Сотрудники ГИБДД вместе с МВД будут проводить рейды для выявления нелегальных конкурентов.
По единому тарифу
Работать такси будут не только по единым стандартам, но и по единому тарифу. Проанализировав опыт Краснодарского края и Татарстана, министерство транспорта пришло к выводу о необходимости введения одинакового для всех городов Крыма тарифа с применением определенного коэффициента на горных дорогах. Делается это для того, чтобы после введения новых требований таксисты не "задрали" цены настолько, что поездки будут доступны лишь состоятельным людям. Безусловно, влиять на стоимость услуг будут и Федеральная служба по тарифам, и госкомитет по ценам и тарифам Республики Крым.
- Рентабельность должна быть прозрачна и понятна. Я думаю, будем идти к стабильным тарифам, к цене за километр, - поясняет министр транспорта Крыма. - Мы должны сесть в такси в Севастополе и понимать, что из центра в Камышовую бухту ехать примерно 15 километров, и заплатить за это надо, скажем, 500 рублей. И проезд на такое же расстояние в Симферополе будет стоить столько же.
В минтрансе призывают водителей не паниковать и обещают, что установят для них специальный адаптационный период, так как таксисты не смогут за один день выполнить все предъявляемые к ним требования. Но к открытию курортного сезона все перевозчики Крыма заработают по новой схеме. Сколько всего легальных таксистов будут трудиться в республике - пока сказать сложно, так как учет пассажирских автоперевозчиков в Крыму до сих пор не велся.
Ольга Кондрашова, начальник пресс-службы МВД по Республике Крым, подполковник внутренней службы:
- Сотрудники подразделения экономической безопасности, Госавтоинспекции и службы по исполнению административного законодательства систематически проводят проверки таксистов. На правонарушителей составляются административные протоколы. Материалы передаются на рассмотрение в суд, который выносит окончательное решение. Вынесенное решение гражданин может обжаловать в установленный законом срок. К примеру, в Керчи были выявлены два факта осуществления незаконной предпринимательской деятельности - перевозки пассажиров без специального разрешения. Водители городских такси предоставляли услуги, не имея регистрации в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя и специального разрешения на этот вид деятельности. За это нарушение статья 14.1 КоАП РФ предусматривает административный штраф от 500 до 2500 рублей.