Театру Станиславского вернули прежнее название

Ровно через два месяца свои двери для зрителей откроет обновленный драматический театр имени Станиславского. Сейчас на фасаде здания можно увидеть новую вывеску, вернувшую сцене прежнее название, - Электротеатр Станиславский. О том, что за ней скрывается, рассказал во время экскурсии архитектор Олег Шапиро.

Капитальный ремонт, который длился чуть больше года, сейчас почти завершен - остались отделочные работы и испытания нового оборудования. По словам Олега Шапиро, здание театра на Тверской улице изменилось до неузнаваемости. Вместо складских помещений на верхних этажах появились репетиционные залы, гримерные и кафе для труппы, внизу, где раньше был технический подвал и бегали крысы, теперь расположен удобный гардероб, а фойе стало мобильным и при желании готово стать не только площадкой для проведения выставок и лекций, но и служить дополнительным сценическим пространством.

Речь архитектора то и дело прерывает пожарная тревога.

- Не обращайте внимания, сегодня инспекция проводит проверку инженерных систем помещения, - объясняет он.

Мы тем временем проходим в самую важную часть театра - на сцену.

- Как известно, раньше здесь размещался кинозал, поэтому и планировка соответствующая - зал длинный, вытянутый, - говорит Олег Шапиро.

Чтобы не привязываться к этой планировке, сцену театра решено было сделать максимально универсальной и мобильной: с особым освещением, без кулис и занавеса, без какого-либо территориального деления со зрительным залом, который, кстати, по-прежнему может вмещать до 300 человек. Для удобства репетиций, которые не прекращались во время ремонта, был сооружен временный амфитеатр на строительных лесах, однако в ближайшее время его заменят новым оборудованием, которое можно разместить в любом месте зала и в любой конфигурации.

Напомнить же зрителям о былых временах электротеатра "Арс" и его столетней истории может балкон, который остался на своем месте. Он, наряду с перилами, арками и другими элементами исторической части здания, является объектом охраны и не подвластен архитекторам. Публики, по задумке архитекторов, на балконе не будет, его используют для технических задач.

По словам Шапиро, Электротеатр Станиславский заявляет о себе как об уникальной творческой территории, и обновленное здание театра - это только первая часть проекта. Кроме основной универсальной сцены, к лету следующего года планируется открытие малой сцены и театрального двора. Двор, общая площадь которого - 400 квадратных метров, станет новым творческим общественным пространством, где будут проходить театральные и музыкальные постановки, фестивали. Кроме того, летними вечерами эта площадка сможет превращаться в огромный зрительный зал для просмотра спектаклей, идущих на малой сцене комплекса. - Идея была в том, чтобы создать театр, который никогда не закрывается, - говорит архитектор.

Прямая речь

Борис Юхананов, художественный руководитель театра:

- Мы отнеслись к этому месту не как к бывшему кинотеатру, ставшему театром, а как к кварталу, новому социокультурному образованию в центре Москвы, на Тверской - тем самым осознав его целостным ансамблем зданий, увязанных в логистике.

Кстати

В ближайшие дни начнутся сценические репетиции спектаклей нового репертуара Электротеатра. Самым ярким событием предпремьерного периода станет серия открытых репетиций (показы: 5, 6, 7 декабря 2014) спектакля европейского авангардиста Ромео Кастеллуччи "Человеческое использование человеческих существ", премьера которого намечена на март 2015 года. А до конца сезона, с января по июль 2015 года, Электротеатр представит шесть премьер: "Вакханки" Теодороса Терзопулоса (26, 27, 28, 30 и 31 января 2015), "Анна в тропиках" Александра Огарева, "Человеческое использование человеческих существ" Ромео Кастеллуччи, а также три проекта в постановке художественного руководителя Электротеатра Бориса Юхананова - спектакли "Синяя птица", "Стойкий принцип" и оперный сериал "Сверлийцы".