В Воскресенском районе Саратовской области в этом году закрываются две библиотеки - в селах Кадомка и Кошели. А саму Центральную межпоселковую библиотеку чиновники планируют выселить из занимаемого здания и перевести в Дом культуры.
- Хотя там нет условий ни для хранения библиотечного фонда - 25 тысяч книг, ни для работы с читателями, - говорят работники библиотеки.
Сходная ситуация во многих районах Саратовской области. "Сначала людей переводят на половину ставки, потом на четверть, а потом увольняют", - рассказывают работники сельского Дома культуры в другом районе.
Обычным делом в некоторых районах стали задержки и невыплата в срок зарплаты сельским библиотекарям и клубным работникам. Такие ситуации не раз рассматривались на трехсторонней комиссии по трудовым спорам в областном правительстве, после чего деньги выплачивали. Но потом все опять повторяется. По данным профсоюза, за последние годы в регионе закрылось 270 учреждений культуры, а число работающих в этой сфере уменьшилось на три тысячи человек.
- Когда клубы закрывают в небольших селах, нам обещают, мол, туда будет приезжать автоклуб. Хотя чиновники прекрасно знают, что приезжать не на чем - машины покупались еще в 80-е годы прошлого века, представляете, в каком они состоянии, да и средств на бензин у муниципалитетов все равно нет, - рассказывает председатель областного совета профсоюзов работников культуры Вера Дмитриева.
- Были факты, когда из областного бюджета выделялись средства на поддержку муниципальных учреждений культуры, а депутаты районных собраний перераспределяли их на другие цели. Оптимизация нужна, но деньги, которые при этом высвобождаются, должны направляться на повышение эффективности работы учреждений культуры, повышение фонда оплаты труда, а не выводиться из отрасли, в этом главная проблема, - считает председатель комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия региональной общественной палаты, директор Саратовского цирка Иван Кузьмин.
Обращение областной организации профсоюза поддержали работники учреждений культуры в 24 районах области. Однако представители муниципальной власти объясняют, что у них нет денег, а областные чиновники жалоб не слышат или делают вид, что не понимают, о чем речь.