Главные выводы обсуждения таковы. Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций создана и эффективно действует. Например, оправдываемость краткосрочных прогнозов, как отметил директор департамента гражданской защиты МЧС России Сергей Диденко, составляет 85-90 процентов. Это неплохо. Но проблемы все равно есть. А учитывая рост в последние годы числа аварий и природных катастроф, нерешенность некоторых правовых и технических проблем может привести к сбоям в работе системы.
Определено, что на сегодняшний день одну из самых значительных угроз для населения страны представляет сейсмическая опасность. Мы вроде как привыкли, что землетрясения - это где-то далеко - Камчатка, Курилы и тому подобное. На самом же деле - эта цифра была озвучена на совещании - более 25 процентов территории Российской Федерации с населением более 20 миллионов человек может подвергаться землетрясениям силой 7 баллов и выше. К чему может привести столь сильное землетрясение, особенно подводное, наглядно показала трагедия в японской Фукусиме в 2011 году. Если его прошляпить, то возможны не только разрушения зданий и гибель людей, но и пожары, наводнения и аварии.
При этом, как было отмечено, до сих пор не везде российская система сейсмического предупреждения работает на должном уровне. Например, до сих пор недостаточно развита система прогнозирования опасных сейсмологических явлений на территории Алтае-Саянского нагорья.
В настоящее время система мониторинга ЧС в стране состоит из 8 региональных центров мониторинга и прогнозирования ЧС, 63 территориальных центров ГУ МЧС России и 52 территориальных центров при администрациях субъектов РФ. Это серьезные ресурсы. Но так получается, что из-за недостатков и пробелов правовой базы и по другим причинам эффективность столь мощной технологической базы снижается. Например, часть информации, необходимой для среднесрочного и долгосрочного прогнозирования чрезвычайных ситуаций, отнесена федеральными органами исполнительной власти к специализированной информации, предоставляемой на коммерческой основе.
А по мнению МЧС, вся информация в сфере предупреждения и ликвидации ЧС должна предоставляться федеральными органами исполнительной власти и субъектами на безвозмездной основе, без права передачи третьим лицам. То есть информация может поступить на прибор или чей-то пульт вовремя, а вот обработать ее и своевременно отреагировать на нее пока может быть затруднительно.
Еще одна проблема в том, что в некоторых регионах система мониторинга нуждается в серьезном развитии. В настоящее время Россия вступила в новую стадию освоения Арктики. Изменение климата и его последствия для окружающей среды, экономики и общества пока изучены плохо.
Между тем установлено, что из-за потепления климата угрозе разрушения может подвергнуться более четверти стандартных жилых домов, построенных в 1950-1970 годах в таких городах, как Якутск, Воркута, Тикси и других.