"Нон-фикшн", конечно, не просто престижная книжная ярмарка в российской столице, "Нон-фикшн" - это, может быть, лучшая интеллектуальная "тусовка" России, феномен, непромахнувшаяся идея - площадка для непафосного и непомпезного сбора умных людей. Здесь все всем равны, доступ к новым редким книгам малых издательств открыт практически для всех, потому что деньги для покупок на "Нон-фикшн" собираются заранее, и все тут маленькие "крезы" и позволяют себе чуть ли не любую интеллектуальную роскошь.
Книга "Эрмитаж. 250 лет. 1:1", несмотря на свою примечательную цену, на "Нон-фикшн" тоже оказалась доступна всем. Она была принесена в знаменитый сектор обсуждений номер 1, и каждый мог полистать ее, правда, надев специальные перчатки.
- Руками прикасаться нельзя, потому что страницы сделаны из хлопка, - поясняла девушка, специально поставленная для перелистывания страниц.
В книге - репродукции великих шедевров Эрмитажа, и отличает их от множества других репродукций уникальное приближение к оригиналу. Репродукции чуть ли не на сто процентов совпадают с оригиналом, особенно велико приближение по цветоколористике.
Альбомы такого рода делаются в России впервые. Для него понадобились высочайшие технологии, новые и старые. Новые обеспечила компания "Эпос", занимающаяся космическими съемками. Она организовывала и проводила уникальную съемку шедевров Эрмитажа. 250 миллионов пикселей - цифровое разрешение поражало даже знатоков. Великая картина, переснятая с помощью мастеров космической съемки, затем отправлялась в Италию, где сохранились "старые технологии" - уникальное ремесло изготовления книг.
- В России таких ремесленников, увы, нет, - признавался автор идеи Григорий Ерицян.
Эрмитаж, юбилею которого посвящена эта книга, стал соавтором и главным "экзаменатором" уникального проекта.
- Мы очень волновались, - признается Михаил Пиотровский. - переживали: получится - не получится. В конце концов это наш музейный выбор. Не мой личный, а именно наш музейный. Но когда увидели книгу, поняли, что все получилось. Эта книга должна была родиться, ее появление - настоящий праздник. Потому что эта книга сама по себе произведение искусства.
Главный технологический секрет книги - передача картин в наибольшем приближении к оригиналу - дал возможность читателям увидеть картины так, как они чаще всего видятся величайшим знатокам и ценителям.
- Заявленный в названии масштаб 1:1 позволяет увидеть слезы тициановской Марии Магдалины, которые стоят всей картины, - говорит Михаил Пиотровский. - На картине Веронезе можно разглядеть кровь на лбу Христа. А у дамы в голубом с картины Гейнсборо красный - лопнувший? - сосудик глаза. У гениально изображавшего ткани Рембрандта стоит особого внимания шарф "Флоры". А в главной на свете картине - "Блудном сыне" - можно остановить внимание на знаменитых руках, ногах и женской фигуре в тени.
Тайнам и находкам нет числа, на картине Караваджо можно разглядеть ноты. И по этим нотам однажды на современном концерте звучал мадригал, исполняемый изображенным на картине юношей, правда, увы, в Италии.
Любители живописи пошли еще дальше. Собрав запахи всех фруктов и цветов с картин Караваджо, они создали духи, назвав их именем художника.
В общем, приобретателям альбома - "а ими, конечно, будут в первую очередь коллекционеры, начальству такое на день рождения вряд ли будут дарить" - есть над чем помедитировать. Например, обнаружить то, что удивило Пиотровского, насколько "Черный квадрат" Малевича меньше композиции номер шесть Кандинского.
Эрмитаж и издатели придумали книжный шедевр, новое книжное изобретение, соединившее новейшие и старейшие технологии под одной обложкой. И это оказалось диковиной для посетителей, которой можно гордиться и не приобретая ее, а просто зная, что она существует. И настоящим подарком великому музею, которому через несколько дней исполнится 250. Один к одному.