27.11.2014 00:49
    Поделиться

    Валерий Выжутович: Дефицит инженеров не восполнишь почетным званием

    Завершился Московский международный инженерный форум. В нем приняли участие руководители предприятий и организаций Москвы и регионов, представители научной и инженерной общественности, органов власти, отечественных и международных профессиональных ассоциаций и союзов, ректоры ведущих вузов, осуществляющих подготовку инженерно-технических кадров.

    Форум проводится ежегодно и, по оценке его организаторов, имеет "высокое стратегическое значение для стимулирования развития и модернизации инженерно-технического и научно-промышленного комплекса, в том числе для совершенствования структуры инженерной подготовки по направлениям, наиболее востребованным промышленными предприятиями страны". В этот раз, следуя своей миссии, форум счел необходимым обратиться к президенту страны с предложением учредить почетное звание "Заслуженный инженер Российской Федерации". "Этот шаг позволит пропагандировать инженерную деятельность как принадлежность к высшей сфере интеллектуальной деятельности, - говорит председатель Московской конфедерации промышленников и предпринимателей, депутат Госдумы от "Единой России" Елена Панина. - Инженерная школа всегда была сильна в нашей стране. А сегодня понятие "инженер" исчезло из культурного пространства. Надо менять систему образования, поднимать престиж профессии".

    По словам Елены Паниной, "в дореволюционной России получить звание инженера мог далеко не каждый". Это точно. Потому что в дореволюционной (доиндустриальной) России сама профессия не была массовой (инженерный потенциал империи к 1917 году составлял 11,8 тысячи человек), и звание "инженер" уже само по себе означало "заслуженный". В штучной профессии нетрудно стать "заслуженным".

    Дело, впрочем, не только в штучности. Еще за восемь веков до н.э. по

    бокам трона императора Феофила были установлены золотые львы. Когда император садился на трон, львы вставали, рычали и снова ложились на место - игрушка, достойная владыки! Создавший ее - великий мастер, блистательный выдумщик. Его имя, однако же, кануло в Лету. Зато помнится имя Герона Александрийского - изобретателя годометра, устройства, отсчитывающего путь, пройденный экипажем. Помнятся русский механик Кулибин, швейцарские часовых дел мастера отец и сын Дро. Память человечества избирательна. Во все времена, прежде чем восславить изобретателя, люди взвешивали общественный смысл изобретения, его практическую полезность.

    В советской России профессия инженера пережила сначала стремительный взлет, связанный с индустриализацией, потом долгий застой. "Что такое инженер? В чем его величие, в чем его гордость?" - обращался нарком тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе к выпускникам Института стали. Вопрос звучал риторически: величие и гордость были написаны на лицах. В 30-е годы инженеры (они наряду с пролетариями олицетворяли Магнитку, Днепрогэс, Турксиб) были вознесены в общественном сознании на пьедестал почета, поспорить с ними за это место могли разве что летчики. То была эра благоговейного преклонения перед техникой, которая "в период реконструкции решает все", и теми, кто ее создавал.

    Потом грянула НТР, и гиперболоид инженера Гарина - фантастика! - потрясавший когда-то наивные и восторженные умы, стал называться лазером и вошел в обиход едва ли не так же естественно и свободно, как водопровод, сработанный еще рабами Рима. Невероятное стало очевидным. И инженер утратил ореол исключительности.

    В Советском Союзе середины 80-х инженеров насчитывалось более 5 миллионов. Столько стране не требовалось. Но технические вузы работали как конвейер, безостановочно выпуская энергетиков, металлургов, машиностроителей. Готовили специалистов "вообще", для будущего, впрок, по формуле "чем больше, тем лучше" - не соизмеряя их количество с реальными потребностями экономики. Об инженерах, просиживавших штаны в невнятных НИИ и КБ или бегавших по заводским цехам и выбивавших у смежников опоки, штыри, шплинты, были написаны сотни газетных статей, в том числе знаменитая "Растрата образования" Анатолия Аграновского.

    С развалом СССР в России началась деиндустриализация - где-то сознательный и необходимый, а где-то стихийный и вынужденный демонтаж промышленной инфраструктуры. В этой инфраструктуре была сосредоточена примерно треть всех рабочих мест страны, к ней примыкал и унаследованный от СССР научно-технический потенциал. Закрывались заводы - теряли работу инженеры, падал престиж инженерного труда и престижность инженерного образования.

    В последние лет десять картина меняется. Появляется все больше различных производств (нередко - со смешанным российско-иностранным капиталом). И теперь инженеры опять нарасхват. Только за последние четыре года количество вакансий для них, по данным Российского союза инженеров (РСИ), увеличилось в четыре раза. Самая востребованная специальность - инженер-конструктор.

    При высоком спросе на инженеров их доходы осязаемо растут. Диплом технического вуза гарантирует его обладателю зарплату на 40-45 процентов выше, чем средняя по региону. Идет "охота за головами": рекрутеры прочесывают вузы и перспективных инженеров разбирают со второго-третьего курса. Квалифицированных технических специалистов России сегодня нужно в два раза больше, чем есть на рынке, а если начнется реальная модернизация производства, их потребуется в десять раз больше.

    Насчет же того, чтобы учредить почетное звание "заслуженный инженер", никто, наверное, возражать не станет. Правда, дефицит инженеров не восполнишь почетным званием. Оно должно ведь к кому-то прилагаться.

    Поделиться