Дни российского кино в Вене. Госфильмофонд - в кинотеатре "Бург-кино" и Российском центре культуры. До 30 ноября включительно
Весь конец ноября Госфильмофонд России представляет фильмы из своей коллекции в Австрии. Венскую киноподборку, украсившую Брамсплатц и Опернринг (знаковые для российской культуры адреса) не хуже предновогодней завораживающей австрийской иллюминации, назвали так: "Новое российское кино и киносокровища Госфильмофонда России".
Готовили эту кинопрограмму в условиях, когда в ответ на санкции мы могли предложить разве что ответный жест доброй воли, - культурный. И предоставить возможность европейцам взглянуть на Россию глазами ее выдающихся киномастеров, а не ведущих политически ангажированных новостных каналов.
Цели, которые ставились, - показать историю российского кино в формате емком, но эмоционально сверхнасыщенном, а потому - запоминающемся. Сюжетный вектор линии программы - от любовно-криминальных похождений молодой женщины в первый год Первой мировой войны в картине Михаила Мартова "Огнем и кровью" 1914 года, выпущенной еще до революции в санкт-петербургском товариществе "Танагра", - до истории "Еще один год" 2014 года из жизни одной современной семейной пары, снятой Оксаной Бычковой по мотивам володинской пьесы "С любимыми не расставайтесь" при продюсерской поддержке Госфильмофонда.
В "Еще одном годе" сильнейшей в обстоятельствах подвидовой борьбы за выживание хороших людей в городских условиях оказывается девушка, - моральной силы у мужчин ей не занимать. И вот проследить, как за сто лет менялась психология молодых женщин, как на их поведение влияли война, мировой кризис, семейные катастрофы и мильоны личных терзаний, - это повод номер раз, чтобы, оказавшись в Вене, пригласить своих зарубежных знакомых в кино. Повод второй - никогда не поздно попробовать поучиться полетать над землей вместе с персонажами Марка Шагала и героями фильма Александра Митты "Шагал - Малевич", приготовленного к началу наших кинодней в Вене. Вдруг получится, никто же не гарантировал, что чудес совсем не бывает.
И третий повод - и это уже серьезная мотивация для планирования своих совместных венских выходных - на ретроспективной программе Дней российского кино обязательно будут зарубежные зрители, которые увидят такие фильмы, как "Окраина" Бориса Барнета, "Цвет граната" Сергея Параджанова и "Солярис" Андрея Тарковского впервые. А ведь, как первое впечатление невозможно произвести дважды, так и первое художественное потрясение от какого-либо шедевра неоднократно испытать не получится. Не сымитируешь во второй раз, - точно, сколько раз проверяли. Можно только понаблюдать за теми, кому, как сегодня в Вене, это только предстоит. Весь спектр сильнейших переживаний впервые, и не по Интернету на ладони, через стоп-паузу между делом, а на большом экране.
Позавидуем?