Чтоб не попало на свалку
- Генеральную уборку дома провела, два пакета одежды и обуви, которые никто не носит и носить не станет, собрала, - рассказывает нижегородка Ольга Дерляева. - И это хорошие вещи, не рванина какая-нибудь. Вот в газетах пишут, что у нас украинцев много, которые чуть ли не в тапочках с Донбасса приехали. И я бы с радостью отдала все эти курточки, ботиночки, свитерочки, но куда нести их - не знаю.
Ольга говорит, что звонила в районную соцзащиту, там ей объяснили: могут дать адреса пунктов временного проживания беженцев и телефоны отделов, в которых социальные работники скажут, чего именно не хватает сейчас, теплой одежды или памперсов для младенцев.
- Все пункты за городом, чтобы отправиться туда - надо с работы отпрашиваться или отгул брать, - продолжает Ольга. - Если ехать не на своей машине, а электричкой, то это еще и тяжело - тащить на себе два пакета с вещами. Передать бы с кем-нибудь ответственным... А то вот прочитала недавно в Интернете о том, как нашли собранную гуманитарную помощь на свалке.
Без барьеров никак?
Волонтеры, которые занимаются сбором гуманитарных грузов, считают доставку вещей одним из самых сложных моментов в процессе работы.
- Бросить клич, объявить, куда и что приносить, предварительно составив список необходимого в первую очередь, это несложно, - делится своим опытом волонтер Александр Елагин. - Сложно потом найти транспорт, организовать сопровождение. Иногда бывает непросто найти контакт с чиновниками, которые опекают беженцев или погорельцев. С одной стороны, они вроде бы должны быть рады помощи. С другой - если у них нет указания принимать эту помощь, могут возникнуть трудности. Так было, когда горел Выксунский район. Проехать к погорельцам тогда оказалось сложно не только физически (все в дыму, дышать тяжело, да еще и жарища): на въездах в дома отдыха, где временно расселили погорельцев, выставляли посты. Казалось бы, это правильно, потому что многим пострадавшим требовалась помощь психологов, а некоторые "доброхоты" проявляли излишнее любопытство к чужой беде. Но лишние преграды останавливали тех, кто действительно хотел оказать содействие погорельцам. Тут очень важно соблюсти равновесие: помочь и не лезть в душу, если тебя не просят.
Родной говор
Екатерине Гриневской из Дзержинска административных барьеров удалось избежать - она уже несколько месяцев помогает молодой женщине и ее дочке, приехавшим с Украины.
- Летом еще обратила внимание, что около гостиницы рядом с местом моей работы стало очень оживленно, - говорит Екатерина. - Люди собирались в группы и громко что-то обсуждали. А поскольку корни мои с Донбасса (мама родилась в Донецкой области, куда я часто ездила гостить к бабушке), то их донецкий говор я узнала сразу. На следующий день спросила на работе, не беженцев ли к нам привезли. Оказалось, что они уже недели две тут живут. Пошла в обед в гостиницу, спросила, где их поселили. Поднялась на этаж, где разместили родителей с детьми. Увидела девушку - худенькую, маленькую... Подошла и прямо спросила, какая нужна помощь. Так и познакомилась. Она одна бежала с пятилетней дочкой. Мама собрала им последние деньги и отправила на перекладных до Ростова, сама осталась на Украине. Разговорились, оказалось, что все здесь с Донбасса. Кто-то бежал целыми семьями.
Содействие не помешает
Екатерина немного растерялась от вопроса, почему она решила помочь беженцам.
- А как же не помочь? - недоумевает она. - Сама я украинка, я могла быть на месте той мамы, которая дочку на перекладных отправила от войны подальше, на месте этой девушки с малышкой могли быть мои дочь и внучка. Помогла потому, что это такие же люди как я, как мои друзья, живущие сейчас на Украине. Они все в большой беде: и те, кто бежал, и те, кто остался там. Им обязательно надо помогать, чтобы они знали: есть место на земле, где от них не отвернутся и протянут руку помощи.
Екатерина рассказывает, что сначала помогала молодой маме одеждой, овощами-фруктами, выращенными на даче.
- Потом, когда они переехали в квартиру, приносила хозяйственные принадлежности, посуду, у них ничего нет, - продолжает Екатерина. - Сейчас созваниваемся, в гости я их приглашаю. "Дзержинским" переселенцам могут посодействовать и нижегородцы: например, те, у кого есть возможность, - принять их на работу, они люди не ленивые. Вот моя знакомая до сих пор не может трудоустроиться. Ходит на собеседования в предлагаемые службой занятости места, но обратной связи пока нет. Дочку, правда, приняли в детский сад и документы на временное проживание им оформили очень быстро. Малышку и подлечили в больнице сразу, потому что приехала она сюда совсем больная.
Довезем без потерь
Тем нижегородцам, которым места сбора гуманитарной помощи оказались "не с руки", филиал "РГ" в приволжской столице напоминает: местная редакция продолжает сбор гуманитарной помощи для граждан Украины, находящихся в пунктах временного размещения беженцев. Сейчас им нужна в основном теплая зимняя одежда.
- Вот дубленка мужская, большой размер, куртка женская теплая. - пенсионерка Елена Евгеньевна достает из пакета вещи. - Я давно переживаю из-за событий на Украине, а тут прочитала в вашей газете, что вещи для беженцев можно передать через вас. Думаю, уж вы-то точно все довезете, ничего не потеряете.
- Мы готовы принять не только новые одежду и обувь, но и немного поношенные, потому что людям нечего надеть, - говорит директор Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов города Бор Лариса Разживина. - Сейчас на Бору находится около 400 граждан Украины, многие приехали в летней одежде и без багажа, то есть у людей, нет ничего вообще. Волонтеры на Бору работают, но здесь местные жители уже не по одному разу принесли все, что могли в пункт размещения беженцев, поэтому мы просим помощи у нижегородцев.
Филиал "Российской газеты": Нижний Новгород, ул. Варварская, 32, 6-й этаж.
Тел. (831) 216-05-95.